Туркменистан и Узбекистан — единственные постсоветские страны, чьи уголовные кодексы сохраняют сталинскую статью за гомосексуальность (на всякий случай напомним: с 1989 года Всемирная организация здравоохранения рассматривает гомосексуальность как одну из норм сексуального поведения, наравне с бисексуальностью и гетеросексуальностью).
Статья, криминализирующая добровольный сексуальный контакт между мужчинами, в уголовных кодексах республик Советского Союза появилась в 1933 году.
В 1930-х раскручивался маховик большого террора — НКВД последовательно занимался «ликвидацией шпионов, кулаков, контрреволюционеров, попов, вредителей» и многих других «классово чуждых элементов», под определения которых подходил по сути любой человек.
Сталин уничтожал свой народ ради власти. В 1933 году прыткий руководитель госбезопасности Ягода «раскрыл» очередной заговор врагов, «которые используют кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях». Отчитываясь о достигнутом, в докладной записке вождю он посетовал: «закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет». И проект такого закона с резолюцией Сталина немедленно был утвержден ЦК партии. Все союзные республики включили в свои уголовные кодексы новую статью следующего содержания: «Мужеложство, то есть половое сношение мужчины с мужчиной, влечет за собою лишение свободы на срок до пяти лет».
В УК РСФСР 121-я статья просуществовала до 1993 года.