Политолог Фарид Закария на сессии «Архитектура постковидного мира» на ПМЭФ, сравнивая нынешнюю пандемию с эпидемиями прошлого, сказал: «После испанки общество быстро вернулось к _нормальности_». Эти слова можно назвать вырванными из контекста или нюансом перевода, ведь совершенно ясно, что Закария имел в виду. Но если вдуматься, странность бросается в глаза: испанка закончилась в начале 1920-х, получается, мировая _нормальность_ для Закарии (или переводчика) — это мировые войны, геноцид, колониализм, тоталитарные диктатуры и фактическое бесправие подавляющей части человечества — игрушки в руках элит?
Для начала XX века — да, это и есть нормальность в плане состояния; настоящий вопрос в том, можем ли мы, сто лет спустя, считать это, пусть даже ретроспективно, нормальностью в плане нормативном, иначе — морально-этическом?
Футурология расцвела в последнее десятилетие: от спичей президентов об ИИ и почитания технобизнесменов, вроде Маска, до возведения авторов поп-нон-фикшена, вроде Харари, в ранг мудрецов-евангелистов.
Рынок пророчеств обширен: тут и технокоммунизм с безусловным базовым доходом, и апокалипсис под марши биороботов, и цифровое бессмертие, и чипы, и генные редакторы, и новое Средневековье / Золотой век науки и искусства. Не хватает одного — внятного разговора о системе координат, о ценностях.
Для российского читателя, ясно, появление в тексте слова «ценности» заставляет морщиться и вспомнить о знаменитых «скрепах». Это печальное достижение власти, что серьезнейшую проблему моральных дилемм современности в глазах общества удалось дискредитировать и свести к набору пошлых мемов.
Научный журналист Джон Хорган [критиковал](https://blogs.scientificamerican.com/cross-check/dear-skeptics-bash-homeopathy-and-bigfoot-less-mammograms-and-war-more/) так называемых просветителей-скептиков за то, что они любят выбирать «легкие мишени». Доказывать ненаучность гомеопатии, разбирать абсурдность астрологии, «разоблачать» религии — все это нужно и правильно, но является ли это нашей главной проблемой? Стоит ли столько сил тратить на споры с узкой прослойкой фанатиков, вместо того чтобы обратиться к вещам, простите, экзистенциального значения: например, что в глазах политиков и большой части общества война до сих пор — приемлемый способ разрешения проблем? Что гонка вооружений среди сверхдержав якобы удерживает «геополитическую стабильность»? Что разрабатывать средства массового уничтожения людей — почетное занятие «патриотов»? Что мифическая «эффективность» автократий оправдывает сам факт их существования?
Это «слон в комнате»: огромное животное посреди гостиной, которое каждый заметил, но промолчал, и все вместе ведут себя так, будто ничего странного не происходит. Утверждение, что «будущее наступает неравномерно», стало штампом: и пока на ПМЭФ обсуждают бигдату и зеленую экономику, в России [не газифицирована](https://tass.ru/ekonomika/11548919) треть страны (28,6%), в мире 2,2 миллиарда человек [не имеют доступа](https://www.dw.com/ru/oon-kazhdyj-tretij-ne-imeet-dostupa-k-bezopasnoj-pitevoj-vode/a-56948828) к безопасной питьевой воде, а захваченный журналист Роман Протасевич публично «признает вину» — в стиле лучших традиций НКВД.
Это не значит, что бигдату не нужно обсуждать, а о будущем не нужно думать. Проблема с футурологией в том, что политические акторы с удовольствием рассуждают о нем на панельных дискуссиях с интеллектуалами, но, только вернувшись из конференц-залов в свои кабинеты, продолжают принимать решения родом откуда-то из XVIII века. У Билла Гейтса, который в 2015 году [предупреждал](https://www.ted.com/talks/bill_gates_the_next_outbreak_we_re_not_ready/transcript?language=ru) о пандемии, были собственные ресурсы для того, чтобы хоть как-то подготовить к ней человечество: это уникальный пример _возможности_ вместе с _пониманием_ концепции общего блага. Гораздо чаще, увы, мы встречаем понимание без возможности или возможность без понимания.
Как сформулировал биолог Эдвард Осборн Уилсон, «настоящая проблема человечества — у нас эмоции из Палеолита, институты из Средневековья, а [технологии](https://www.harvardmagazine.com/breaking-news/james-watson-edward-o-wilson-intellectual-entente) — божественной силы». В этом плане нелюбимое многими выражение «цифровой концлагерь» или «цифровой гулаг» кажется мне удачным: оно отсылает к практикам архаичной жестокости, к национализму и рабству и указывает, что эти страшные явления могут вернуться в новом качестве.
И разговор о будущем лишь в терминах технологий — цифровых ли, экономических или политических, — при игнорировании ценностной, гуманитарной составляющей приводит лишь к тому, что институты власти все дальше и дальше отрываются от реальности.
А новые технологии используются для достижения _старых_ целей: противопоставления «нас» и «их», удержания суверенитета, умаления гражданских прав и свобод во имя неясно чего.
Лично я смотрю в будущее с оптимизмом. Как доказывает участник той же дискуссии на ПМЭФ Стивен Пинкер, современный мир, вероятно, — лучшее время в истории. Ценности медленно, но меняются, гуманизм медленно, но побеждает, однако темп этих изменений неудовлетворительно низкий. Стоило бы обсудить, как его ускорить.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»