Колонка · Культура

Охотники за мегатрендами

В чем проблема с футурологией постковидного мира

Кирилл Фокин , специально для «Новой»
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Политолог Фарид Закария на сессии «Архитектура постковидного мира» на ПМЭФ, сравнивая нынешнюю пандемию с эпидемиями прошлого, сказал: «После испанки общество быстро вернулось к _нормальности_». Эти слова можно назвать вырванными из контекста или нюансом перевода, ведь совершенно ясно, что Закария имел в виду. Но если вдуматься, странность бросается в глаза: испанка закончилась в начале 1920-х, получается, мировая _нормальность_ для Закарии (или переводчика) — это мировые войны, геноцид, колониализм, тоталитарные диктатуры и фактическое бесправие подавляющей части человечества — игрушки в руках элит? Для начала XX века — да, это и есть нормальность в плане состояния; настоящий вопрос в том, можем ли мы, сто лет спустя, считать это, пусть даже ретроспективно, нормальностью в плане нормативном, иначе — морально-этическом?
Футурология расцвела в последнее десятилетие: от спичей президентов об ИИ и почитания технобизнесменов, вроде Маска, до возведения авторов поп-нон-фикшена, вроде Харари, в ранг мудрецов-евангелистов.
Рынок пророчеств обширен: тут и технокоммунизм с безусловным базовым доходом, и апокалипсис под марши биороботов, и цифровое бессмертие, и чипы, и генные редакторы, и новое Средневековье / Золотой век науки и искусства. Не хватает одного — внятного разговора о системе координат, о ценностях. Для российского читателя, ясно, появление в тексте слова «ценности» заставляет морщиться и вспомнить о знаменитых «скрепах». Это печальное достижение власти, что серьезнейшую проблему моральных дилемм современности в глазах общества удалось дискредитировать и свести к набору пошлых мемов. Научный журналист Джон Хорган [критиковал](https://blogs.scientificamerican.com/cross-check/dear-skeptics-bash-homeopathy-and-bigfoot-less-mammograms-and-war-more/) так называемых просветителей-скептиков за то, что они любят выбирать «легкие мишени». Доказывать ненаучность гомеопатии, разбирать абсурдность астрологии, «разоблачать» религии — все это нужно и правильно, но является ли это нашей главной проблемой? Стоит ли столько сил тратить на споры с узкой прослойкой фанатиков, вместо того чтобы обратиться к вещам, простите, экзистенциального значения: например, что в глазах политиков и большой части общества война до сих пор — приемлемый способ разрешения проблем? Что гонка вооружений среди сверхдержав якобы удерживает «геополитическую стабильность»? Что разрабатывать средства массового уничтожения людей — почетное занятие «патриотов»? Что мифическая «эффективность» автократий оправдывает сам факт их существования? Это «слон в комнате»: огромное животное посреди гостиной, которое каждый заметил, но промолчал, и все вместе ведут себя так, будто ничего странного не происходит. Утверждение, что «будущее наступает неравномерно», стало штампом: и пока на ПМЭФ обсуждают бигдату и зеленую экономику, в России [не газифицирована](https://tass.ru/ekonomika/11548919) треть страны (28,6%), в мире 2,2 миллиарда человек [не имеют доступа](https://www.dw.com/ru/oon-kazhdyj-tretij-ne-imeet-dostupa-k-bezopasnoj-pitevoj-vode/a-56948828) к безопасной питьевой воде, а захваченный журналист Роман Протасевич публично «признает вину» — в стиле лучших традиций НКВД. Это не значит, что бигдату не нужно обсуждать, а о будущем не нужно думать. Проблема с футурологией в том, что политические акторы с удовольствием рассуждают о нем на панельных дискуссиях с интеллектуалами, но, только вернувшись из конференц-залов в свои кабинеты, продолжают принимать решения родом откуда-то из XVIII века. У Билла Гейтса, который в 2015 году [предупреждал](https://www.ted.com/talks/bill_gates_the_next_outbreak_we_re_not_ready/transcript?language=ru) о пандемии, были собственные ресурсы для того, чтобы хоть как-то подготовить к ней человечество: это уникальный пример _возможности_ вместе с _пониманием_ концепции общего блага. Гораздо чаще, увы, мы встречаем понимание без возможности или возможность без понимания. Как сформулировал биолог Эдвард Осборн Уилсон, «настоящая проблема человечества — у нас эмоции из Палеолита, институты из Средневековья, а [технологии](https://www.harvardmagazine.com/breaking-news/james-watson-edward-o-wilson-intellectual-entente) — божественной силы». В этом плане нелюбимое многими выражение «цифровой концлагерь» или «цифровой гулаг» кажется мне удачным: оно отсылает к практикам архаичной жестокости, к национализму и рабству и указывает, что эти страшные явления могут вернуться в новом качестве.
И разговор о будущем лишь в терминах технологий — цифровых ли, экономических или политических, — при игнорировании ценностной, гуманитарной составляющей приводит лишь к тому, что институты власти все дальше и дальше отрываются от реальности.
А новые технологии используются для достижения _старых_ целей: противопоставления «нас» и «их», удержания суверенитета, умаления гражданских прав и свобод во имя неясно чего. Лично я смотрю в будущее с оптимизмом. Как доказывает участник той же дискуссии на ПМЭФ Стивен Пинкер, современный мир, вероятно, — лучшее время в истории. Ценности медленно, но меняются, гуманизм медленно, но побеждает, однако темп этих изменений неудовлетворительно низкий. Стоило бы обсудить, как его ускорить.