Отчет правительства в Государственной думе о его деятельности за прошлый год — одно из важнейших событий общественно-политической жизни страны, которое традиционно вызывает повышенный интерес со стороны российских СМИ. Считаем очень важным его качественное и объективное освещение и благодарим журналистское сообщество за опубликованные развернутые материалы.
Со своей стороны, обратили внимание на [статью](https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/20/molchanie-mishustina) в «Новой газете» от 24 мая, посвященную отчету, где, на наш взгляд, содержится ряд искаженных трактовок и некорректных выводов. В связи с этим хотели бы прокомментировать публикацию в пределах компетенции Минэкономразвития.
Мы внимательно отслеживаем исполнение Общенационального плана восстановления экономики. На сайте министерства economy.gov.ru регулярно обновляется информация о реализованных мерах поддержки граждан и бизнеса. При этом большинство целевых показателей плана установлены по состоянию на конец 2021 г. Кроме того, нужно учитывать, что многие данные (в первую очередь налоговые) появляются не раньше июля года, следующего за отчетным. Таким образом, комплексно оценить эффект для экономики от выполнения плана можно будет позднее.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Вынужденные сбережения, связанные с ограничениями на выезд за рубеж, оказали определенную поддержку внутреннему спросу, однако эффект со стороны существенного смягчения бюджетной политики был существенно больше. Масштабные программы поддержки экономики в 2020 г. финансировались из федерального и региональных бюджетов. Общая стоимость антикризисных мер только из средств федерального бюджета составила примерно 4,5% ВВП.
Связь между ограничениями на выезд за рубеж и увеличением бюджетных расходов, о которой говорится в статье, отсутствует.
В этом контексте стоит подчеркнуть, что некорректно оценивать целевые показатели Общенационального плана (в том числе доходы граждан) на основе данных 2020 года и статистики за I квартал 2021 г., в то время как в самом плане они приведены на конец 2021 года.
Очевидно, что пандемия коронавируса оказала негативное влияние на материальное положение людей по всему миру; не стала исключением и наша страна. В целом за 2020 г. реальные располагаемые среднедушевые доходы населения снизились на 3% (что соответствовало нашим прогнозам).
Ключевую роль в сдерживании падения доходов сыграли дополнительные меры соцподдержки, которые в первую очередь были адресованы самым незащищенным категориям — семьям с детьми и безработным. Социальные выплаты из бюджетов и фондов превысили уровень 2019 г. на 13,4%.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Без антикризисной социальной поддержки населения снижение доходов граждан, по оценке Минэкономразвития, составило бы не 3% по году, а более 7%.
Напомним также, что в 2020 году были перенесены пенсионные выплаты с апреля на март в преддверии длительного периода нерабочих дней. Это повлияло на показатели доходов I квартала 2021 г., технически завысив базу для сравнения.
Отдельно остановимся на тезисе о сокращении сбережений населения в сочетании с ростом долговой нагрузки. Первый показатель имеет выраженный сезонный характер (в I квартале 2020 г. и I квартале 2019 г. было сокращение на 0,4 и 0,2 млрд рублей соответственно) и соответствует ретроспективным данным за прошлое десятилетие. Что касается потребительского кредитования граждан, то сегодня оно хотя и поддерживает потребление, но растет достаточно умеренными темпами (порядка 7,5% год к году в I квартале). Основной же вклад в прирост кредитов физлиц вносит ипотека.
Если говорить в целом о состоянии экономики, то данные по I кварталу 2021 г. свидетельствуют о ее последовательном восстановлении. Как уже отмечало Минэкономразвития, темпы роста ВВП в марте впервые с марта прошлого года показали положительную динамику в реальном выражении. Мы ожидаем выход экономики на докризисный уровень 2019 г. уже в конце II — начале III квартала текущего года.
Серьезным вызовом в последнее полугодие стал рост инфляции, обусловленной прежде всего давлением внешних цен.
Для ее сдерживания правительство приняло комплексные меры, главной целью которых была «отвязка» цен внутри страны от мировых.
Актуальная статистика показывает, что эти решения дали результат. В последние три недели недельная инфляция стабилизировалась в диапазоне 0,10–0,15%. Вместе с тем годовые темпы роста потребительских цен пока идут вверх — это связано прежде всего с низкой базой мая 2020 г., когда средненедельный прирост цен находился на околонулевом уровне.
При этом темпы роста цен на ряд социально значимых продуктов питания нормализовались после существенного роста в конце прошлого года. Так, цены на сахар с начала года по 24 мая выросли на 1,8% (+64,5% в 2020 г.), хлеб — на 2,0% (+7,8% в 2020 г.), на подсолнечное масло — на 4,2% (+25,9% в 2020 г.). Примечательно, что индекс мировых продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) за последние 12 месяцев вырос более чем на 30%, в том числе за январь — апрель текущего года — на 11%. Другими словами, цены на продукты в России сейчас растут значительно медленнее, чем за рубежом.