Стекло магазина с пробоиной от выстрела. Фото: Риза Хасанов, для «Новой газеты»
Впереди синим мигают маячки полицейских уазиков, загородивших проезд.
— Вы куда? — спрашивает меня полицейский.
— А где стреляют?
— Не могу сказать. Уходите. Проход закрыт.
Иду по тротуару. Из-за кустов выходит другой полицейский и преграждает путь. В это время ОМОН начинает штурмовать квартиру стрелка, слышны сухие хлопки.
Направляюсь в соседний двор, чтобы обойти силовиков и оказаться как можно ближе к дому стрелка. Но внутри двора на оцепленном периметре чернеют силуэты новых полицейских.
Во дворе десятки жителей: одни стоят сами по себе, а другие собрались в кучки и почему-то смеются. Между домами в 200 метрах впереди виднеется вывеска супермаркета «Монетка» и левее — овощной киоск. Над супермаркетом в квартире на четвертом этаже забаррикадировался стрелок.
Балкон, откуда ведется беспорядочная стрельба, трудно разглядеть: обзор закрывает листва.
— Стоять! Отходим! — криком останавливает меня полицейский.
— Я журналист, иду сфотографировать дом.
— Назад! — прогоняет сотрудник.
Через пару минут раздается сильный хлопок — земля гудит. Полицейские пригибаются, жители двора разбегаются по укрытиям.
С некоторыми из них мне удалось поговорить. Они рассказали, что в момент взрыва видели ярко-белую вспышку. Когда загремели выстрелы, жители находились дома и думали, что это фейерверк: мол, в соседнем дворе «какой-то праздник».
«Праздник» устроил 48-летний бывший милиционер и сотрудник вневедомственной охраны Сергей Болков. Экс-силовик открыл огонь из охотничьего карабина с балкона четвертого этажа жилого дома по улице Бородина.
Стрелок ранил 9-летнюю девочку, которая, по [данным](https://www.kommersant.ru/doc/4836842) областного Минздрава, находится в крайне тяжелом состоянии (ей [делают](https://www.bbc.com/russian/news-57296386) операцию, врачи борются за жизнь ребенка), и росгвардейца, получившего травму средней тяжести (его жизни ничего не угрожает).
Бывший милиционер и сотрудник вневедомственной охраны Сергей Болков
По словам очевидцев, Болков произвел около 50 выстрелов из карабина «Вепрь» — по прохожим, проезжающим и припаркованным автомобилям и универсаму «Олес».
Я обхожу двор и вижу многолюдную толпу на улице перед оцепленной сигнальной лентой зоной. Периметр охраняют суровые вооруженные полицейские. Комментарии не дают. Говорят, что подробности случившегося неизвестны. Лишь одна сотрудница полиции подтверждает: стрелка «взяли».
— Началась стрельба, и пробегающие мимо дома 12-летние подростки рассказали, что голый по торс мужчина, крича что-то вслед, целился по ним из ружья, — рассказывает знакомя Болкова. Женщина характеризует его как «адекватного экс-полицейского, хорошо владеющего оружием».
Повсюду оставленные полицейские машины, подающие сигналы, которые освещают темную улицу синим светом. На оцепленную зону заезжает пожарный расчет и кареты скорой помощи, а выезжает — «Газель», груженная омоновцами.
Толпа, находясь вплотную с линией оцепления, беспорядочно гудит. Вооруженный полицейский просит людей отойти от красно-белой ленты.
— Это чтобы мы не разорвали его? — со злостью вырывается из толпы.
В шумной толпе обнаруживаю Бахадыра — работника универсама «Олес», который расстреливал Болков.
— Я много лет знал его как покупателя. Он в последнее время заходил в магазин нетрезвым. Вчера сидел пьяный. Говорят, с женой поругался и с этого все началось. Он всегда был спокойный. Не буянил, — вздыхает мужчина.
Бахадыр услышал хлопки на улице и подумал, что это дети взрывают петарды.
Мужчина увидел на балконе пьяного Болкова с ружьем, хотел снять на видео, но заметил, как тот целится в него, и забежал в магазин. У «Олеса» парковались машины. Бахадыр предупреждал водителей о стрельбе и зазывал в магазин — в помещении оказалось 20–30 человек. Болков стрелял по машинам, «Росгвардии» и «Олесу». Никто из посетителей не пострадал. Бахадыр вывел людей на улицу через подвал магазина.
— Стреляет 10 минут — потом прячется. Кричит: «Я покурю и спущусь», — рассказывает Бахадыр, и его голос дрожит. — Шесть пуль попало в окна магазина.
Когда совсем стемнело, у уазиков возникло столпотворение: полиция повела двух скрученных задержанных к автозакам. Оба не похожи на Болкова. Силовики не объясняют, за что они были задержаны. Но кто-то из толпы на всякий случай кричит истошным голосом: «Мразь!»
Уйдя в сторону от толпы, замечаю отдельную кучку людей.
— Подумала, где-то что-то взорвалось. Оказалось, сосед стреляет, — рассказывает Надежда. — Он хороший человек. Приветливый. Всегда спросит, как дела. Сумки помогал носить. Опрятный. Я не поверила, что это он стрелял. Потом он закричал — не разобрала слова, но голос узнала:
сильно пьяный был. Он стрелял по машинам на парковке, в том числе своей жены. Все залил бензином — дышать невозможно.
Несколько дней назад я встретил его с женой. Он спрашивает: «Ну что, на рыбалку поедем?» В июне планировали съездить. В последний раз говорили с ним позавчера — выпили по пол-литра пива и разошлись. Все было нормально. Я знаю Сергея 12 лет. Ничего не знал про ружье, но знаю, что, когда он служил в органах, его отправляли в Чечню. У него есть сын-школьник — за час до стрельбы видел, он бегал во дворе — и дочь от первого брака, — рассказывает сосед Болкова.
Скоро улица опустела. Жители вернулись в свои дома — остались лишь журналисты, силовики и редкие любопытные.
Я стою с молодым сотрудником патрульно-постовой службы. Между нами — красно-белая лента. Разговариваем обо всем.
— Вчера Казань, сегодня — Екатеринбург. Что происходит? — задается он вопросом и не может найти ответа.
По факту стрельбы СК по Свердловской области возбудил уголовное дело по статьям о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов и покушении на жизнь малолетнего. Сергею Болкову грозит пожизненное лишение свободы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»