Президент СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» Юлия Яганова. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
Петербургская общественная правозащитная организация инвалидов (СПб ОПОИ) «На коляске без барьеров» осталась без копейки и перед угрозой сворачивания всех своих проектов. Неожиданно для себя правозащитники на днях узнали, что все банковские счета организации арестованы по решению Арбитражного суда Петербурга. Он таким образом удовлетворил исковые требования ПАО «Россети Ленэнерго» о взыскании задолженности с инвалидов по оплате электроэнергии. Однако никаких долгов, как утверждают в организации, не было. О судебном процессе СПб ОПОИ, как следует, не была уведомлена. Даже о решении суда, вынесенном еще в январе, руководители организации узнали спустя почти полгода.
— Я проверяла баланс за май и случайно увидела, что все наши банковские счета арестованы. По решению суда с них списали около 230 тысяч рублей в счет погашения долга перед ПАО «Россети Ленэнерго», — рассказывает президент СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» Юлия Яганова. — Это гром среди ясного неба:
мы законопослушные потребители, и я даже подумать не могла, что по нам рассматривается дело в суде. Извещение до нас не дошло. Мы ни о чем не знали.
Юлия Яганова. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
На сайте петербургского Арбитражного суда Яганова нашла решение, вынесенное 27 января 2021 года. Правозащитники с ним категорически не согласны, располагают доказательствами своей правоты, но срок обжалования вердикта (15 дней) давно истек.
Судья Яна Коноваленко распорядилась: «Взыскать с СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» в пользу ПАО «Россети Ленэнерго» 212 448 рублей неосновательного обогащения за период бездоговорного потребления с 04.04.2019 по 21.05.2019», а также проценты — 14 199 рублей — «за пользование чужими денежными средствами» и госпошлину — 7533 рубля. После того как с общества инвалидов списали задолженность, на счетах у него ничего не осталось.
— Хорошо еще, что буквально днем раньше мы успели перечислить сотрудникам зарплату, — говорит Яганова. — Если бы и эти деньги ушли в счет погашения долгов, нас могла бы оштрафовать на полмиллиона трудовая инспекция. Это было бы полное фиаско.
Но и сегодня им полшага до краха. Из-за отсутствия средств у СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» под угрозой отмены и закрытия практически все проекты. А именно: международный (уже шестой по счету) конкурс красоты и таланта среди девушек на колясках «Невская краса»; успешно зарекомендовавшая себя не только в Петербурге, но и в других регионах передвижная выставка «Инклюзивные передвижники»; работа «Инклюзивного модельного агентства» и «Агентства особых новостей», предоставляющих официальное трудоустройство людям с инвалидностью, и другие. Всего проекты СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» охватывают десятки тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и за рубежом.
Помещение СПб ОПОИ «На коляске без барьеров», которое организация получила от города в безвозмездное пользование. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
# Начало начал — надежный причал
В октябре СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» исполнится 8 лет. Большую часть из них инвалиды-колясочники не имели своего угла, арендуя подвальные помещения за свои скудные заработки. На протяжении всего существования организация просила у города помещение в социальную аренду. В марте 2017 года получила 186 квадратных метров на улице Воскова, 3.
— Помещение было страшное, — вспоминает Юлия Яганова. — Но по сравнению с остальными предложенными нам вариантами нам казалось, что там еще можно что-то спасти: стены, пол, потолок на месте.
При подготовке к ремонту выяснилось, что здание на Воскова, 3, аварийное. Эксплуатировать его нельзя.
Два года понадобилось инвалидам, чтобы доказать городским властям непригодность «подарка», а в апреле 2019 года в качестве компенсации Смольный передал СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» в безвозмездное пользование соседнее помещение в здании на улице Воскова, 6.
— Это помещение до нас тоже много лет пустовало, — продолжает Яганова, — здесь обитали бомжи, даже крыса жила. Тем не менее помещение сохранилось в очень потребном состоянии. Мы в нем не делали ремонт стен, только поменяли систему канализации, проводку и светильники, оплатили ремонт системы пожаротушения, поставили счетчики.
Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
Помещения на Воскова, 6, передавались СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» без соответствующих приборов учета потребления воды и электроэнергии и документов. Но по договору безвозмездного пользования, заключенному между организацией и Смольным, новым пользователям давалось 90 дней на заключение договоров со снабжающими компаниями и установку приборов учета.
Правозащитная организация самостоятельно и на собственные средства занималась установкой счетчиков, выяснением мест подключения, установлением мощности вводного кабеля — всем тем, чем обязаны были заниматься либо предыдущие хозяева, либо сами «Россети Ленэнерго», контролирующие прозрачность поступления платежей. Все необходимые процедуры СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» выполнила даже раньше требуемого срока. Акт об осуществлении технологического присоединения правозащитники получили от «Россети Ленэнерго» 29 мая 2019 года и с того момента стали добросовестно и законопослушно, согласно договору и по счетчикам, платить за потребленную электроэнергию.
# Копейки не хватило
Вдруг 21 мая 2020 года инвалиды получили письменную претензию от ПАО «Россети Ленэнерго». Энергетики обвиняли организацию в том, что якобы за неполных два месяца (это как раз период оформления и подключения) она нажгла электричества почти на 213 тысяч рублей. На претензию СПб ОПОИ в июне официально ответила: «Согласно договору о передаче помещения, до установки счетчиков и заключения договора со снабжающей компанией неучтенное потребление электроэнергии не является нашей зоной ответственности, выставленный счет необоснованный». В ПАО «Россети Ленэнерго» и сегодня утверждают, что никаких ответов на претензию не получали, поэтому в ноябре 2020 года обратились с иском в суд.
— Реально начать работу в помещении на Воскова, 6, мы смогли только в июне 2019 года, — утверждает Яганова. — Проблема в том, что документально доказать это нечем — приборов учета ведь не было, чем и воспользовались «Россети Ленэнерго». Но даже гипотетически нажечь свыше 200 тысяч рублей за 50 дней на 153 кв. м в офисе некоммерческой организации, не имеющей никаких производств и вообще не работающей в помещении в указанный период, нереально.
Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
— Когда инвалиды, трудоустроенные в организации, узнали, какие суммы нам предъявили энергетики, они готовы были безвозмездно отдать свои зарплаты, чтобы мы могли рассчитаться. Люди с инвалидностью были готовы на это! — подчеркивает президент СПб ОПОИ. — А то, как ведет себя российский монополист, совершенно дико. Что, монополисту лично наших денег не хватало?
комментарий ПАО «Россети Ленэнерго»
— ПАО «Россети Ленэнерго» не располагает договором аренды между собственником помещения и его арендатором СПб ОПОИ «На коляске без барьеров», условия данного договора обществу неизвестны, — заявила «Новой» начальник пресс-центра ПАО «Россети Ленэнерго» Юлия Зарубина. — В мае 2019 года при проверке помещений, принадлежащих СПб ОПОИ «На коляске без барьеров», специалистами «Россети Ленэнерго» было выявлено неучтенное (бездоговорное) потребление электроэнергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения. На письменное уведомление с предложением о досудебном урегулировании задолженности организация не ответила. «Россети Ленэнерго» были вынуждены подать исковое заявление в Арбитражный суд СПб и ЛО. Решение суда было вынесено в пользу «Россети Ленэнерго» и вступило в законную силу.
Ответы энергетиков вызывают новые вопросы.
Проверку провели сразу, а претензии предъявили через год? Ответ «не получили», хотя все остальные документы на тот же адрес получали?
Договор передачи помещения, выложенный в открытый доступ на сайте организации, интересующей ПАО «Россети Ленэнерго» как должник, не видели, не читали, не знают о его существовании?
— Это маразм: для энергетиков основанием для заключения договора на поставку услуг с нами являлся именно договор о передаче нам здания администрацией города, — объясняет Яганова. — Мы не можем обжаловать январское судебное решение, но мы в ближайшее время намерены обратиться в суд с собственным иском к энергетической компании.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»