Комментарий · Спорт

Революция в Тарасовке

Португалец Руй Витория возглавил «Спартак»

Андрей Успенский , корреспондент
«Никогда такого не было, и вот опять!» Эта фраза Виктора Черномырдина, который являлся, кстати, ярым болельщиком народной команды, и сегодня очень точно характеризует все происходящее в вотчине Леонида Федуна, поменявшего чертову дюжину главных тренеров за 17 лет и решившего ошеломить общественность очередным довольно странным назначением.
Руй Витория. Фото: РИА Новости
Не секрет, что Доменико Тедеско, подаривший «Спартаку» серебро, [покинул](https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/14/chto-russkomu-khorosho-to-nemtsu-spartak) Москву по собственному желанию, и сохранить его, очень хотевшего воссоединиться с семьей в родной Германии, не было никакой возможности. На поиски нового, 14-го преподавателя красно-белое руководство потратило 6 месяцев, выбирая, как сообщалось, между такими известными специалистами, как Леонарду Жардим, Эрнесто Вальверде, Руди Гарсия и Кике Сетьен, а в итоге положило глаз на человека, о котором в России слышали единицы. Причем слышали очень давно. Лет пять назад. Тогда Руй Витория, прославившийся, к слову, тем, что взял Кубок Португалии с «Виторией», ушел на повышение в «Бенфику» и сумел дважды подряд озолотить ее и наградить четвертьфиналом Лиги чемпионов, удостоившись похвалы от самого Пепа Гвардьолы за «лучшую организацию обороны в Европе». Однако затем гордые «орлы» спикировали в безмедальную пропасть, и специалист, раскрывший много талантливых ребят (к примеру, Ренату Саншеша и Жоау Феликса), исчез с радаров и обнаружился в Саудовской Аравии, где «Аль-Наср» положил ему фантастические 8 миллионов евро в год. В первый же сезон Витория и там дал нужный результат, взяв чемпионство и Суперкубок. Но затем дорогущая арабская карета превратилась в тыкву, а Руй, срубив огромную неустойку за разрыв контракта, зимой превратился в богатенького безработного. И пусть за рубежом соотечественника Васко да Гамы по-прежнему называют одним из самых авторитетных «пятнистых» мореплавателей, его кандидатура видится спорной. И не только болельщикам.
Зарема Салихова, которая неожиданно просочилась в совет директоров «Спартака», так же внезапно на прошлой неделе из него выскочила, объяснив это тем, что с выбором и с процедурой утверждения тренера она категорически не согласна.
Как оформляли Виторию, мы, конечно, вряд ли узнаем. Хотя поговаривают, что за Руя лично поручился спортивный директор Дмитрий Попов, вернувшийся в ноябре в команду по просьбе… Салиховой. Впрочем, дикие пертурбации и мутные интриги, как ни странно, в духе «Спартака», и изумлять должны едва ли. А вот размышления на заданную тему подруги Леонида Федуна, поуправлявшей клубом всего три недели, я бы назвал довольно здравыми: «Витория бросил европейский футбол, выбрав комфортные для себя условия, медленные скорости и отсутствие конкуренции. Арабские чемпионаты — кладбища кораблей. Туда все едут доигрывать… Лично я бы предпочла коуча с амбициями, привыкшего к ежедневному стрессу и не ставящего Россию в один ряд с Саудовской Аравией…» Каково? Конечно, с нефтяной донельзя Аравией нам не тягаться. По крайней мере, за труды в Тарасовке 51-летний Руй и его четверо верных помощников будут получать в совокупности 3,5 миллиона евро. Но Зарема, как бы к ней ни относиться, зрит в корень.
Понятно, что в пандемийную эпоху заманить в холодные края рулевого с большой буквы тяжело. Однако пригласить сытого и отставшего от еврокубковой жизни португальца в бурлящую столичную империю, где нужно, что называется, держать удар с утра до вечера, — шаг действительно весьма странный. Тем не менее спутница Леонида Арнольдовича и в ответе на вопрос «Почему именно Руй?» бьет наотмашь, раскрывая секрет Полишинеля: «…никакой клубной стратегии развития у Попова нет». И если бы только у него… В напоминающем шведскую семью «Спартаке» все решения менеджеры давно принимают на эмоциях, ориентируясь лишь на шум тараканов в своих горе-лукойловских головах. Грамотные управленцы нередко советуются даже с пакующим чемоданы сэнсэем по поводу сменщика.
Но поинтересоваться мнением Тедеско, привившего команде определенный стиль, никто, ясное дело, не удосужился. Да и зачем? Лучше сыграть в привычную лотерею.
Как-никак угадали же однажды с итальянцем Массимо Каррерой, не имевшим до «Спартака» самостоятельной практики. Авось, и с носящим очки Руем, умеющим брать с места в карьер, в год столетия клуба золотисто прокатит. Вместе с тем пункт о досрочном расторжении договора с выплатой 50 процентов от остающейся суммы зарплаты в контракт заложили. И не удивлюсь, если эта опция активируется уже в конце лета. Ведь вполне вероятный пролет мимо группового этапа Лиги чемпионов Федун Витории может не простить…