5 апреля вечером в «Октябрь» явилась большая делегация Роскомнадзора, которая фотографировала зрителей и гостей, составляла акты. Большой вопрос, доживет ли Артдокфест-2021 до закрытия.
Только не подумайте, что фестиваль переменился, предъявив вызывающе боевитую программу. В разных секциях почти из 150 названий подавляющее число фильмов об обычной и драматичной жизни современников страны и постсоветского пространства. Скажу больше — возможно, это самый аполитичный Артдокфест за всю историю существования.
Нет, это не фестиваль, а сама страна спешно меняется, вооружается, подозревает, обвиняет. И то, что было вчера возможно, сегодня вызывает яростные нападки.
Хроника пикирующего фестиваля такова. Сначала туда пришли представители радикально патриотического движения SERB. Их возмутило участие в программе украинского короткометражного фильма «Родимое пятно». Тихая печальная история: девушка приезжает к маме, больной шизофренией, в Крым. В аннотации, составленной украинской постановщицей фильма Марией Шевченко, есть роковое словосочетание — в «оккупированный Крым». Собственно, эти слова и возбудили гнев SERBов, которые, не видя фильма, решили его запретить. Они сторожили кинотеатр, звонили в полицию, записали долгое видео о том, что Артдокфест совершает преступление. Фильм убрали из афиши кинотеатра, теперь его можно [посмотреть онлайн](https://artdoc.media/ru/movie/rodima_plyama_2020_20/watch/).
Потом последовательно закрывали площадки в Петербурге. Полиция и Роспотребнадзор формально действовали по жалобе на пропаганду ЛГБТ и нарушение карантинных мер борца с геями Тимура Булатова, который [написал](https://vk.com/wall-106477177_1403) в сети «Ну что МРАЗИ из АРТдокФЕСТ? Весело вам там?
Крепитесь, будет еще веселее».
В интервью «Царьграду» Булатов выразил глубокое возмущение тем, что в Петербурге совершенно законно проводят фестиваль, в программе которого есть кино о бедах чеченского «содомита», а также фильм о бойцах АТО: «Такие мероприятия надо останавливать любыми законными методами. А если законных методов не остается, то приходить, наводить там шорох, срывать эти мероприятия. Это надо делать, потому что, когда мы прекратим это делать, они повысят градус своего хардкора, а пока они прячутся».
Силовые органы действовали оперативно. Кинозалы Дома кино опечатали в день открытия. Киностудия «Лендок» самостоятельно (по неподтвержденным данным, по звонку из Смольного) убрала Артдокфест с афиши _«_во избежание провокаций и закрытия нашего культурного центра». Тем не менее на студию пришли полиция и дамы из Роспотребнадзора, побеседовали «профилактически» с представителями фестиваля, площадки проверили — насколько хорошо закрыты для сомнительного фестиваля двери залов. Зрителям возвращают билеты. Организаторы фестиваля несут убытки.
А в Москве, как в кино, события развивались в параллельном монтаже. В «Октябрь» [пришел](https://novayagazeta.ru/articles/2021/04/04/v-chechne-nedovolny-organizatory-artdokfesta-pozhalovalis-na-ugrozy-so-storony-chechenskoi-diaspory) вежливый представитель чеченской диаспоры, представившийся Сулиманом. В ходе беседы с программным директором Викторией Белопольской и президентом фестиваля Виталием Манским он предложил снять с показа фильм «Тихий голос» о бойце ММА-гомосексуале, а также пообещал привлечь к решению вопроса неназванного депутата или представителя власти. «В Чечне недовольны. Если фильм покажут, будут серьезные последствия», — передали его слова организаторы фестиваля. «Сулиман» интересовался, какая денежная сумма поможет снять заявленный в программе фильм, на который уже продаются билеты. По его мнению, картина «нарушает права чеченцев» и задевает их менталитет, так как в Чечне «нет геев», — сообщают устроители фестиваля. «Сулиман», как рассказывают представители Артдокфеста, обещал «решить вопрос» с Минкультом.
Но, видимо, столкнувшись с упорством «киношников», догадались подключить более серьезные силы. «Мне поступила информация, что одномоментно одной карточкой были выкуплены все билеты на два сеанса этого фильма», — сказал Манский в эфире «Эха Москвы». Он отметил, что не знает, было ли это сделано, «чтобы не допустить зрителей на фильм», либо стоит «ожидать каких-то не очень желательных зрителей на эти сеансы».
Судя по всему, давление на устроителей международного фестиваля и на кинотеатр было беспрецедентным, и 5 апреля, в день объявленной российской премьеры «Тихого голоса», фильм был снят с программы.
Его режиссер с псевдонимом Река Валерик сообщил, что в соцсетях поступают угрозы «лишить его голоса» как героя картины. «Тихий голос» — настоящая драма, история молодого спортсмена Хаваджа, занимающегося смешанными единоборствами. Он бежит с родины в Бельгию, когда брат решает убить его, узнав, что Хавадж — гей. Но побег героя фильма не приносит ему вымечтанного освобождения. Он потерял все: родину, семью, голос… и кажется, себя самого.
«То, что и в Москве теперь правила жизни диктуются из Чечни, — важная новость для всех россиян,
думается», — написала на своей странице в соцсети программный директор Артдокфеста Виктория Белопольская.
Александр Сокуров направил письма генеральному директору «Ленфильма» Федору Щербакову и председателю совета директоров Федору Бондарчуку: «Уважаемый Федор Николаевич! Прошу Вас пригласить Артдокфест на площадку «Ленфильма» с показами фестивальных программ в нашем зале. Сегодня это принципиально важно. Профессиональная студия не может не поддержать лучший фестиваль документального кино в стране.
Прошу Вас, найдите в себе силы и поддержите нас».
Дело не только в нападках радикалов, увы, все намного хуже. Власть не только прислушивается к их мнению, но включает репрессивный механизм, а политическая цензура становится главным трендом. Именно поэтому дело Булатова и прочих деятелей «нравственного джихада» процветает. Напомним, по заявлению Булатова были уволены учительницы из Барнаула (за фото в спортивном купальнике), из Красноярска (за пирсинг губы), из Магнитогорска (за перепост), а художница и активистка Юлия Цветкова осуждена. Заявлением Булатова власти Петербурга воспользовались, чтобы закрыть Артдокфест.
И смотрите, как монолитно и агрессивно выстраивается линия нападения на фестиваль: националисты SERBа, полиция, сотрудники Роспотребнадзора, представители нынешней чеченской власти. Ощущение, что фестиваль проходит в ощерившемся враждебном окружении. Каких сил его устроителям стоит продолжать показы и обсуждения, знают только они.
P.S.
А вместо «Тихого голоса» показали антиутопию Ксении Охапкиной «Бессмертный», получившую главный приз прошлогоднего Артдокфеста. Фильм, увы, все более актуальный. Портрет страны, вмерзшей в прошлое, с девизом «Хорошая война лучше худого мира». Кажется, этот призыв принят к действию.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»