Новости · Политика

Сложнее трудов Канта. Исследователи установили, что тексты российских законов за 2020 год стали еще запутаннее

За 2020 год федеральное законодательство России удлинилось на 344 тысячи слов, статьи в законах стали длиннее, в предложениях стало больше зависимых слов и причастных оборотов. Результаты исследования Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (ИГМУ НИУ ВШЭ) [приводит](https://www.kommersant.ru/doc/4760378) «Коммерсант». Специалисты выделили семь критериев, влияющих на сложность понимания текста: - доля глаголов (чем их больше, тем понятнее); - отношение количества зависимых слов к общему количеству слов в тексте; - количество причастных оборотов; - количество слов в одном предложении; - расстояние между зависимыми словами; - количество грамматических основ (связка «подлежащее и сказуемое») в одном предложении; - количество слов в абзаце. Ученые вывели общую формулу индекса синтаксической сложности законов (ИСЗ), где максимальное значение для российских законов — 65 (наименее понятный текст), минимальное — 16 (самый простой). Сейчас усредненный показатель составил 40,1, год назад он был 39,9. Авторы исследования вычислили индекс для «Критики чистого разума» Иммануила Канта, чтобы сопоставить российские законы с действительно сложным текстом. По мнению экспертов, если бы этот труд был российским законом, его позиции в рейтинге снижались бы год от года: к концу 2019 года 77 российских законов были сложнее него, в 2020 году таких документов уже 87. В десятку самых сложных для восприятия законов входят документы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя. Также на усложнение законодательства повлияло внесение поправок в Конституцию. В марте в Госдуме [разработали](https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/23/v-gosdume-razrabotali-novuiu-metodichku-po-napisaniiu-zakonoproektov-deputatov-prosiat-pisat-proshche-i-iasnee) новую редакцию методических рекомендаций по оформлению законопроектов. Среди них — не писать к законопроектам примечания, а отражать смысл предлагаемых изменений в тексте статьи; не давать законопроектам слишком сложных и запутанных названий — наименование должно быть «точным, четким и отражать предмет правового регулирования»; не допускать уточняющие обороты, например «в части…», «в связи…» и т. п., в том числе и заключенные в скобки.