«Артдокфест», отложенный из-за пандемии, приходит в Москву и Питер.
Фестиваль актуального художественного документального кино открывается 2 апреля мировой премьерой фильма «Расторгуев».
Евгения Останина посвятила картину мужу, Александру Расторгуеву, наверное, самому бескомпромиссному режиссеру неигрового кино, убитому вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко в 2018 году в ЦАР, где они снимали док о наемниках из «ЧВК Вагнера».
В манифесте режиссеров-новаторов Александра Расторгуева и Павла Костомарова, которые часто отдавали камеры своим героям, сказано, что автор умер и теперь герой дока сам является автором.
В этом фильме Александр Расторгуев — герой и автор, погибший, увы, не в переносном смысле. Здесь на экране он — рядом: живой, по-прежнему неудобный, живущий под током высокого напряжения и так снимающий свое кино — не трожь, убьет! Он смотрит прямо на нас, размышляя вслух о сокровенном, суперважном, и он здесь скорее злой, чем нежный. Словно мы не оправдываем его надежд, не способны соответствовать этой зашкаливающей храбрости, искренности, прежде всего наедине с собой.
Все начнется с их последней переписки в чате, на экране всплывают реплики: «Уезжаю в безынтернетье… Надолго» «Люблю тебя»… «Иду завтракать…»
Он считал, что у каждого человека есть великая история, и почувствовать его боль — значит протянуть руку вечности.
Он был спасателем, протягивал нам соломинки, надувные круги, плоты, хотел быть услышанным. Вынимал сердцевину событий. И бился, бился с этим уничтожающим все живое пулеметным обвинением «Зачем вы показываете такой Россию Западу?!» Какой? Задача документалиста превратить камеру в свои глаза. И его глаза — впиваются в нас, не отвернуться, не отвертеться. Его кино — чувственная антропология про то, что ложь и война разрушают сердце, храм человеческого тела, а с ним страну, нет, страны. Ты смотришь на кадры «…Жара нежных» — инвалид вползает в Черное море; смотришь простой шедевр «Чистый четверг» с черным дымом от сжигаемых сапог, чистым бельем для только что смывших с себя грязь войны солдат, которые уходят умирать, — и сердце болит. «Я и есть моя родина, мой стыд, мое невежество… Я даже не узнал, где твое плечо, чтобы опереться, твоего воздуха не хватало мне… Не оставлю тебе ни дома, ни могилы, моя родина, я буду тобой». В финале титры: операторы фильма: Александр Расторгуев, Михаил Хурсевич, Андрей Киселев, Павел Костомаров. Выходит, что это еще одна Сашина премьера.
_Вот еще несколько фильмов из ста работ разных программ, на которые обращаем ваше внимание_
Хит фестивалей, эпатажный фильм Ежи Сладковского **«Горькая любовь»**. Картина завершает «трилогию русского бытия» знаменитого режиссера, после триумфальных «Водочного завода» и «Дона Жуана», также показанных на «Артдокфесте». Путешествие людей на круизном теплоходе по Волге, автор хорошо знает своих героев, возможно, слишком близко. И порой кажется, что эти влюбляющиеся, надеющиеся, разочаровывающиеся на наших глазах люди попадают в некие заданные обстоятельства со своей реальной жизнью, чувствами, надеждами.
**«Моя любимая война»** писательницы и режиссера [Илзе Бурковской-Якобсен](https://variety.com/t/ilze-burkovska-jacobsen/) — анимадок от первого лица. Илзе вспоминает свое детство в советской Латвии, историю семьи. Как депортировали дедушку. Как они с одноклассниками играли в войну, бежали к телевизору смотреть «Четыре танкиста и собака», равнялись на пионеров-героев. Ее воображение было с младенчества заряжено/заражено войной. А еще в ее память впечатались: мороженое в вафельном стаканчике, секретные полигоны, спрятавшиеся в лесу, значок ВЛКСМ, черная костлявая смерть с косой, прикорнувшая на щеке у дедушки, журавль, застреленный во дворе их дома. Фильм получил приз в Анси.
«Моя любимая война». Фото: artdocfest.com
**«Страна лилипутов на западе будет уничтожена»**. Разухабистый фильм-плакат про борцов за традиционные ценности. Это в больших городах — протесты и их разгоны. А пожилые люди в Краснодаре объединяются в «Отряд Путина». Они нападают пестрой стаей на антигосударственный пикет, на яблочников («Убирайтесь в свое Чикаго!»). Крикливо отрицают коронавирус. Не без помощи ушлых молодых помощников записывают многочисленные выступления для интернета, в которых призывают любить и любоваться Путиным, отражать происки американцев и проклинать все американское.
Они устраивают ритуал: как ускорить экономику с помощью свечей и птички. А пока камера их не видит, с аппетитом уплетают гамбургеры из «Макдональдса».
**«Подвальный балет»** Лины Чаплин. Балет и футбол — шикарный визуальный контрапункт. Особенно когда они в одном разделенном пополам кадре. Сверху зеленое поле с игроками, внизу, под трибунами, — матово-жемчужный зал, в котором на пуантах набирают фуэте Эсмеральды и Щелкунчики. Танцовщики преодолевают гравитацию, наполняя пустоту — танцем, обыденность — чудом. Кажется, еще мгновенье — и белые воздушные пачки проникнут сквозь зеленый газон и взлетят над футбольным полем с орущими болельщиками. Десять лет назад Надя и ее мать Нина Тимофеева, прима-балерина большого балета, уехали из Москвы в Иерусалим, открыли студию. Это было профессиональное самоубийство? Или возможность новой жизни, в которой юные израильские танцовщики с восхищением смотрят старые пленки с русским классическим балетом.
«Подвальный балет». Фото: artdocfest.com
**«Праздник»** Владимира Ломова. На мой вкус, из лучших картин.
Про одного изумительно странного священника-хиппи или священника-панка. Отца Аркадия. Хипповал он в прежние годы, потом уехал с друзьями из столицы в глухое карельское село и стал строить храм, хотя и любовь к Летову, Doors, Jefferson Airplane не предал. А село стало центром притяжения для самых разных людей, хороших и плохих, известных и нет, художников, уголовников, музыкантов, алкашей… «Заходите, люди добрые, буду вам служить». И приезжали сюда отогреться многие попавшие в трещину эпох, когда-то принявшие свободу как праздник длиной в жизнь. Но так не бывает… В этом фильме — любовь и необратимость.
«Праздник». Фото: artdocfest.com
**«Прыжок»** Гедре Жицките напомнил о международном скандале времен холодной войны. 50 лет назад литовский моряк-радист Симас Кудирка решил буквально «выпрыгнуть» из СССР. Он перескочил с советского рыболовецкого судна «Советская Литва» на судно Береговой охраны США «Виджилант» и попросил политического убежища. Ему было отказано (этот отказ вскоре вызвал серию отставок в руководстве Береговой охраны), моряка выдали советской стороне. Мировая премьера фильма состоялась в октябре на Варшавском кинофестивале, где он получил премию как лучший полнометражный документальный фильм.
«Прыжок». Фото: artdocfest.com
**«Кунашир»** Владимира Козлова — о том, как живут, чем дышат жители одного из основных островов Курильского архипелага в 16 км от Японии. Советские войска заняли остров в 1945 году. Примерно год жили вместе, потом началась депортация на Хоккайдо 17 000 японцев и айнов, живших на Курилах и Сахалине. Сейчас люди здесь живут в отрыве от всего мира. Старожилы вспоминают времена японской цивилизации. Мечтатели надеются на недостижимое — открыть бы остров миру: туризм, бальнеология, здесь такие источники, такие красоты. Заодно бы железное море от металла очистили. А так… Рабочих мест нет. Из культурной жизни — военные праздники и реконструкции освобождения острова от японских захватчиков.
Среди программ — новая секция «Жыве Беларусь!»
В ней фильмы о недавнем прошлом страны, пытающейся сегодня вырваться из диктатуры, зарешеченной насилием.
Фильм **«Поколение 328»** про печально известную статью УК (незаконный оборот наркотиков), с помощью которой можно упечь за решетку любого, кто не нравится. Или просто повысить показатели по арестам. Заключенные внутри тюрьмы передвигаются как изуродованные манекены: скрюченные спины, связанные сзади руки задраны выше лопаток. На свободе голодают их мамы, но ничего не меняется. «Установлен режим, — ярится Лукашенко, — чтобы они там смерти просили!»
Фильм **«В одиночку»** про солиста рок-группы «Бумбокс» Андрея Хлывнюка. Он призывал освободить из российской тюрьмы режиссера Олега Сенцова, последовательно выступает за поддержку Беларуси: «Вспомните, чья была кровь на Майдане. Вспомните друзей, которые стояли за нас и верили в нас!»
В программе «Артдокфеста» уже прогремевшие в мире неигрового кино картины **«Горбачев. Рай»** Виталия Манского, **«Котлован»** Андрея Грязева, **«Папа»** Гай-Германики.
А на закрытии покажут долгожданный фильм **«F@CK THIS JOB»** Веры Кричевской — вдохновенный триллер об основателе «Дождя» Наталье Синдеевой.
Спешите! На некоторые сеансы билеты уже распроданы.
Расписание и билеты [здесь](https://artdocfest.com/ru/schedule/).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»