Старший инспектор таможенного поста «Бронка» Александр Жарин обвинялся в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и служебном подлоге (ст. 292 УК РФ). По первой статье ему грозило до 15 лет лишения свободы, по второй — до 4 лет и 70-кратный штраф от суммы взятки. Жарина признали виновным в получении 178,5 тысячи долларов. Суд мог приговорить его выплатить в казну 12,5 млн долларов, но Жарин, кроме семи лет заключения, отделался штрафом в 50 тысяч рублей и конфискацией валюты, которая была найдена во время обыска его квартиры: следствием было изъято 210 800 долларов и 189 тысяч рублей.
Напомним, что двух действующих и одного бывшего сотрудника Северо-Западной таможни задержали 12 марта 2019 г. По данным следствия, Жарин вносил изменения в таможенные документы, его коллега Александр Маклаков был посредником при передаче денег, а председатель первичной профсоюзной организации таможенников Геннадий Рогачевский обеспечивал связь между пограничным пунктом и бизнесменами.
Схема обмана была довольно проста. На ТП «Бронка» поступают сигареты из Беларуси. На табачной фабрике «Неман» в Гродно выпускаются некоторые марки сигарет British American Tobacco: «Кент», «Ротманс», Pall Mall, «Альянс». На гродненской фабрике их покупает некий российский бизнесмен. Коммерсант заявляет, что сигареты покупаются для экспорта и не будут продаваться на территории Евразийского таможенного союза. Как это и положено, предприниматель вносит в налоговую инспекцию налог на добавочную стоимость (НДС) на весь товар. Затем сигареты, как выяснило следствие, отгружаются в автомобили и отправляются прямиком на точки реализации в России. Однако в налоговую вскоре поступают документы о том, что сигареты покинули территорию таможенного союза.
Бизнесмену возвращают НДС и деньги за акцизы. Таким образом,
для коммерсанта стоимость одной пачки снижается почти в два раза, и прибыль с одного контейнера может составить до 300 тысяч долларов.
Для того чтобы вернуть НДС, необходимы сотрудники таможенных постов. Именно они вносят данные контейнеров в единую базу отгрузок, на основании которых в том числе и происходит возврат НДС.
«По факту контейнеры даже не поступают на таможенные посты, — рассказал «Новой» источник в СЗТУ. — Участвующим в схеме сотрудникам таможни передают лишь данные контейнеров, которые покинули фабрику. Сами сигареты на таможенных постах не появляются».
Факт лжеэкспорта сигарет всплыл случайно. В январе 2019 г. один из таможенников, занимавший пост старшего смены на ТП «Бронка», сломал ногу и на несколько месяцев выбыл из строя. На его место поставили нового человека, который до того времени с акцизным товаром дела не имел и потому проверял все документы дотошно. Он и обратил внимание на то, что по таможенным документам контейнер вроде как загружен на судно, а вот по судовым данным ничего отгружено не было.
— Здесь Жарин с товарищами просто пожадничали, — говорит собеседник «Новой». — Раньше они все-таки загружали на корабли контейнеры. Не с сигаретами, конечно, чаще всего пустые — чтобы количество товаро-мест совпадало. За такую «куклу» перевозчик берет от 2,5 до 3 тысяч долларов.
Видимо, подозреваемым стало жалко этих денег, и они перестали оформлять «куклы».
Обратив внимание на несовпадение товаро-мест, бдительный таможенник стал проверять сопроводительные документы. И обнаружил, что в электронную базу данных внесены неверные кодировки товара. Вместо кода 240219 (по внутренним положениям ФТС так обозначают сигареты; они требуют особого контроля) там был указан код 240319 (курительный табак, облагается минимальным акцизом и не требует тщательного досмотра).
О своей находке таможенник доложил начальнику поста Станиславу Кремешкову. Последний, видимо, был не в курсе того, что через его пост реализуется подобная схема — сразу написал докладную вышестоящему начальству и в службу противодействия коррупции (СПК ФТС). Через две недели Жарин и еще двое участников аферы были задержаны.
Следствию удалось выявить 51 таможенную декларацию, по которой страну якобы покинуло более 100 контейнеров с сигаретами (некоторые декларации были оформлены сразу на два-три контейнера). Из этих денег Жарин, как следует из материалов уголовного дела, получил 178 500 долларов.
— Суд в какой-то мере пожалел Жарина, — говорит бывший сотрудник СЗТУ, в настоящее время адвокат Михаил Алексеев. — Вмененная ему статья предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы и штраф от 70- до 100-кратного размера от суммы взятки. Но суд назначил наказание ниже низшего предела и учел, что Жарин не сможет ни возместить ущерб (_для бюджета он составил более 2 млрд руб._— **Ред.**), ни оплатить многомиллионный долларовый штраф.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»