Сюжеты · Политика

Не слышишь? Увидишь!

Акция под Офисом президента Украины: так было задумано или провокация?

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Фото: EPA
С вечера прошлой субботы у политизированной части украинского общества стало на одну загадку больше. Специально ли фасад здания на улице Банковой, где сидит глава государства, не только расписали вдоль и поперек красной краской, выбили пару стекол, забросали петардами, дымовыми шашками и другими горючими штуками, но и изобразили на видном месте свастику и аббревиатуру «А.С.А.В.», не считая матерных слов?
Никто из лидеров парламентской оппозиции не призвал накануне своих сторонников присоединиться к анонсированному мероприятию, а после финала иные заявили: «По существу вопроса — согласны, вандализм осуждаем!» Еще резче разделились в оценках публичные персоны из гражданского сектора, волонтеры, медийщики, творческая интеллигенция, те, кто находится по одну сторону условных мировоззренческих баррикад. Стыдят друг друга. Возмущаться не судебной системой страны, не тронутой реформой (управляемость «ручных» судов и стала причиной протеста), но формой сопротивления этой системе?! Одобрять действия гопников, которые бьют, жгут и мажут стены административного здания, к тому же пустого по случаю выходного дня?! Чем дальше от столицы, тем эмоции по поводу слабее. Особенно в сравнении с другими темами: по сути, проваленной кампанией вакцинации от ковида, очередным локдауном, ростом цен. Выводы там делают по тональности телерепортажей: «…Из наших налогов на ремонт возьмут, еще и украдут столько же!» Вопреки ожиданиям нет никакой реакции ни ЕС, ни США. Масштаб ущерба и вправду несопоставим, например, с известным вторжением в Капитолий. Но материальные убытки тут вторичны.
Демократия в Украине — штука хрупкая, а многочисленные стримы и трансляции с места события воскресили в памяти скорее картины из 2014 года,
разгула «русской весны» в Донецке и Луганске… Упивались появлением долгожданных «экстремистов-фашистов в Киеве» только кремлевские СМИ. Сами организаторы перформанса под названием «Не слышишь? Увидишь!», выдержав паузу, признали — цитирую комментарий «Громадскому» Сергея Филимонова, руководителя общественной организации «Гонор», — что не планировали ничего подобного. «…Впрочем, я не видел необходимости сдерживать людей, потому что президент думает, что это какой-то мифический Порошенко, какие-то игры, какие-то «соросята», — объяснял Филимонов. — Это первая такая демонстративная акция, чтобы президент Зеленский начал обращать внимание. Это настоящий гнев народа и, если не реагировать, — очень плохо закончится».
Фото: Evgen Kotenko / Ukrinform / Barcroft Media via Getty Images
Что же касается «наскальной живописи» (мало связанной с требованиями соблюдения законности по отношению к тем, кого давит судебный каток, желаемых отставок министра внутренних дел Авакова и генпрокурора Венедиктовой, а также санкций СНБО для Андрея Портнова, соратника Януковича, который, по данным «Гонора», продолжает в теневом режиме курировать Фемиду через заместителя главы президентского Офиса Олега Татарова), то Филимонов сказал: краска стояла на ступенях, была доступна всем желающим, даже проходившим мимо… Ну и, самое главное, никто же не пострадал физически! Значит, акция считается мирной. Но если власть по-прежнему не сделает выводов, то следующая пройдет уже под девизом «Не слышишь? Почувствуешь!». Филимонов, мне кажется, лукавил. Понимал: сдержать порыв бывших бойцов «Азова», членов «Правого сектора» (_обе организации запрещены в РФ. —_ **Ред.**) и других фронтовиков, членов радикальных молодежных движений вроде футбольных фанатов, особенно когда в окна «врага» уже полетел первый файер, — задача невыполнимая. Люди, смотревшие в лицо смерти на передовой, отличаются от самих себя, прежних, с того Майдана, который еще не знал крови… Психологи напоминают о посттравматическом синдроме у ветеранов. ПТРС вместе с обостренным чувством справедливости и привычкой делить окружающих на «своих — чужих» превращает их в завидную пробивную силу. Вопрос лишь в том, кто указывает на цели.
# **Хоррор на улице Банковой**
Инструкция организаторов, как вести себя в урочный час, когда полиция, поиграв в демократию и диалог, начнет зачистку, не оставляла сомнений: «…Возьмите с собой жгут для остановки кровотечения, медицинские перчатки, бинт, хлоргексин, спирт, большой шприц, дикаин однопроцентный и обычную питьевую воду… В первую очередь останавливаем сильное кровотечение. Ожоги поливаем холодной водой» и так далее. Похожие напоминания звучали на Институтской и Грушевского, когда режим Януковича показал, что готов убивать. В субботу на Банковой приготовленные бинты не понадобились никому. Автобусы с нацгвардейцами в полной экипировке и спецтехника так и не сдвинулись с ближних подступов. А шеренги силовиков, что поначалу закрыли собой фасад Офиса, расступились… Некоторые эксперты даже усмотрели в этом знак. Министр Аваков (его протестующие традиционно обзывают «чертом») нарочно не стал мешать народной инициативе, показывая таким образом Зеленскому степень опасности, при которой дальнейшее расширение полномочий шефа МВД — не блажь, а необходимость.
Хотя применение силы полицией точно забрызгало бы стены кровью. А так гранит замарала только свастика, криминально-скинхедовская символика и матерщина. Когда я передаю этот текст, все перечисленное смывают работники клининговой компании, которым завидуют коллеги по цеху: отхватили жирный госзаказ! И еще такое совпадение: губерния пошла писать Зеленскому именно тогда, когда Медведчук с компанией впервые попал в Украине под санкции, потерял медийное влияние и фактически уличен в работе на государство-агрессора.
Фото: Maxym Marusenko / NurPhoto via Getty Images
Президент пока никак не отреагировал на инцидент, чего нельзя сказать о руководстве министерства внутренних дел. Там пообещали причастным к злостному хулиганству и умышленной порче имущества воздать соответственно статьям Уголовного кодекса. Личности установить не составит труда: площадь у Офиса «просматривается» множеством видеокамер. В ведомстве не обошлись без намеков в адрес пятого президента Украины — мол, дестабилизация выгодна именно ему. Окружение лидера «Европейской солидарности» парировало картинкой «Порошенко!», где кот сидит над разбитым цветочным горшком… По ходу акции скрутили и доставили в Печерский райотдел полиции лишь одного злостного нарушителя порядка, выбившего стекло в двери Офиса. Очевидцы подтверждают: на попытки помешать силовики реагировали жестко. Задержанный — 25-летний ветеран, который за четыре года прошел самые «горячие точки» на Донбассе, орденоносец, в миру — владелец небольшого издательства, — находится под статьей за незаконное хранение оружия и боеприпасов, автор романов в стиле «мистический хоррор». В настоящее время отправлен под домашний арест. Чем не новый сюжет?
# **Справедливость только для «своих»?**
Я отдала в этом тексте гораздо больше места описанию следствия, чем причины: что же стало последней каплей в потоке возмущения судебной системой Украины? Мирные акции «капали» больше года и не дали результата. Протестующие имеют в виду выступления в защиту задержанных по «делу Шеремета», которых, как они считают, власть назначила на роли преступников, а настоящие убийцы журналиста не найдены. Называют это традицией: мол, патриотов-добровольцев бросали по ложным обвинениям в тюрьмы и при президенте Порошенко, не говоря уже о карательных акциях при Януковиче.
Радикальный перформанс на Банковой получил название «вечеринки» в честь двадцать шестого дня рождения Сергея Стерненко — активиста одесского Евромайдана,
на которого неоднократно совершались покушения, популярного видеоблогера, юриста по образованию. Стерненко недавно осудили на семь лет по обвинению в похищении политического оппонента из пророссийской партии «Родина». Страница Сергея в фейсбуке по-прежнему активна. Там фотокопии его писем-призывов из тюрьмы и комментарии к происходящему в режиме онлайн: «Украинцы не доверяют судам. Не доверяют полиции. Не доверяют прокурорам. Украинцы не идиоты и видят, что справедливости и верховенства права в нашем государстве нет. Справедливость есть только для «своих». А обычным гражданам остаются только подозрения и преследования. Объединяемся». Молва гласит: Стерненко лично знаком с Зеленским, делающим ставку на молодых, Сергею чуть не ли предлагали должность в аппарате СБУ. Но по стечению обстоятельств верх взяли клеветники, вначале убедившие президента не связываться с человеком с сомнительным бэкграундом, а затем бросившие его за решетку. Апелляция адвокатов находится на рассмотрении, срок еще не истек. При этом участники субботней «вечеринки», не первой акции в поддержку Стерненко, требовали от власти немедленного освобождения товарища.
Фото: EPA
Такой же ультиматум выдвинули и относительно фигурантов по «делу Шеремета». Как известно, Апелляционный суд Киева вновь оставил под стражей обвиняемого Андрея «Рифмастера» Антоненко, музыканта и ветерана АТО, — он в СИЗО с декабря 2019 года. Юлия Кузьменко, волонтер и детский кардиохирург, находится под круглосуточным домашним арестом, военная медсестра Яна Дугарь — на подписке под личное обязательство. Никто из них свою причастность к убийству журналиста Павла Шеремета не признает. Однако руководство МВД Украины не отступает от прежней линии: «Основная версия следствия — обвиняемые действовали не самостоятельно, а выполняли преступный приказ определенных неустановленных лиц. Оснований для изменений меры пресечения нет». В телеграм-канале «Самозащита» организаторы акции написали прямо: «Когда Авакова уберут с поста, тогда и начнется диалог с властью!» Типично украинский вариант взаимоотношений, когда никто не отступает и стороны идут на принцип…

P.S.

Полиция уже возбудила производство по делу. Пока в качестве подозреваемых проходят как минимум четыре участника акции, включая организатора Сергея Филимонова. Им инкриминируют статьи о хулиганстве, совершенном группой лиц, с применением оружия, и умышленное уничтожение либо повреждение имущества. За это может грозить лишение свободы на срок от трёх до десяти лет.