Мария Павлова. Фото: Надежда Калинина / «Новая газета»
Инвалид II группы и ветеран труда Мария Павлова с 2019 года ведет борьбу за ½ долю в собственной однушке в Мытищах.
Ей 86 лет. Она — коренная петербурженка, пережила блокаду, затем преподавала в Ленинградском институте советской торговли. Переехать из Санкт-Петербурга Павлова решила в 2011 году: врачи рекомендовали ей сменить влажный питерский климат на сухой подмосковный. Вскоре жена племянника ее покойного мужа Светлана Горбунова позвонила и сообщила, что ее знакомая продает квартиру в Мытищах и нужно «срочно въезжать, иначе квартира уйдет». Мария Валентиновна продала «трешку» в Пушкине, перевела деньги в банк и поехала на сделку.
Позже, уже на суде, ветеран свидетельствовала: документы оформляли у Горбуновой дома вместе с собственником квартиры Валентиной Демченко. В процессе пенсионерка заметила, что по документам квартира стоит 3,3 млн рублей, при этом заплатить за нее она должна была 4,4 миллиона. На вопрос, откуда взялась такая разница, Светлана Горбунова якобы сообщила, что 1 миллион 100 тысяч — это стоимость кухонного гарнитура и сделанного ремонта.
Мария Валентиновна подписала договор.
Практически весь 2013 год пенсионерка дома не жила: гостила у родственницы под Калугой. Ключи от мытищинской квартиры, по ее словам, она оставила Горбуновой.
В 2019 году квартиру Павловой залили соседи. Когда женщина начала разбирать вещи, выяснилось, что никаких документов на квартиру у нее не осталось. Тогда же она обнаружила пропажу фамильных ценностей, среди которых, согласно составленной описи, был серебряный поднос 1876 года, изготовленный на петербургском заводе «Арсенал», серебряные ложки и подстаканник «с фигурами греческих богинь».
Обратившись в МФЦ в попытке восстановить документы, Мария Павлова обнаружила, что в 2013 году, оказывается, «подарила» половину квартиры Светлане Горбуновой. На вопрос, как так получилось, Светлана, по словам пенсионерки, якобы пообещала «спровадить ее в сумасшедший дом».
Пенсионерка написала заявление в полицию, но получила отказ в возбуждении уголовного дела. После этого пошла в суд.
Расписка Валентины Демченко, в которой стоимость квартиры внезапно возрастает до 5 миллионов рублей
На суде Горбунова предоставила расписки, в которых стоимость квартиры выросла до 5 миллионов рублей. Женщина пояснила, что разницу с прописанной в договоре ценой в 3,3 млн она «доплатила из своего кармана».
Когда на суде пенсионерке задали вопрос, ее ли подпись стоит в договоре дарения, она подтвердила: подпись действительно похожа на ее. Затем женщина рассказала суду, что Светлана Горбунова предложила ей узаконить перепланировку. Для этого Мария Валентиновна подписала представленные ей документы, и вместе с этими документами женщины отправились в Бюро технической инвентаризации (БТИ).
— Мы не знаем, что в том здании находилось в 2013 году, но сейчас там нет БТИ. Впоследствии, когда мы стали выяснять, никаких данных о том, что планировка была узаконена, не обнаружилось, — рассказывает представляющая пенсионерку в судах Наталья Адамченкова. — Тут возникает вопрос: что Мария Валентиновна подписывала и куда Горбунова ее водила?
Мария Павлова и Наталья Адамченкова. Фото: Надежда Калинина / «Новая газета»
Ключевых, по мнению истца, свидетелей судья Мытищинского городского суда Алексей Гончаров приглашать на процесс отказался, ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы для проверки всех подписей Марии Павловой отклонил.
— На наш взгляд, отказ был необоснованным, поскольку на судебном заседании Мария Павлова сомневалась в подлинности подписей, выполненных от ее имени. Ответчик не возражала, что заполнила своей рукой от имени Павловой Марии заявление о том, что Павлова не состоит в браке, — рассказывает адвокат Марии Валентиновны Мария Белозерская.
Отказы в возбуждении уголовных дел
На иск Марии Павловой Светлана Горбунова предоставила суду возражение, где также указала: «Несостоятельны доводы истца, что спорная однокомнатная квартира является единственным жильем для истца и иного места жительства у нее не имеется. С августа 2011 года, с момента переезда Павловой М. В. из Санкт-Петербурга в г. Мытищи по настоящий момент, она по несколько месяцев проживала в Германии у родного брата». Старший брат Марии Валентиновны действительно проживает в Германии, и она периодически навещает его. Как наличие недвижимости мешает человеку навещать родню за границей, ответчик не уточнила.
Суд, между тем, в удовлетворении иска пенсионерки отказал.
Мария Павлова обратилась в прокуратуру, где написала заявление о пропаже фамильных ценностей. Прокурор Фомина сделала предписание о проведении почерковедческой экспертизы документов купли-продажи и порекомендовала написать заявление в полицию о возможном присвоении Горбуновой миллиона рублей после продажи квартиры.
Уголовные дела были возбуждены. Но затем их расследование «забуксовало». Когда в конце декабря женщин пригласили на допрос, следователь Лариса Смирнова с порога сообщила, что дело «висяк», поскольку она «следователь по бесперспективным делам», а в деле нет подозреваемого. Однако пообещала провести у Светланы Горбуновой обыск и попробовать дать делу ход, но после новогодних праздников дело снова встало.
Наталья Адамченкова — как доверенное лицо Марии Павловой — отправилась в прокуратуру и подала жалобу на бездействие следственных органов.
— 10 февраля я получила ответ, в котором говорилось, что 15 января было принято решение об отмене решения следователя на приостановление дела за неимением подозреваемого, и о том, что городская прокуратура отправила наше дело на доследование в следственное управление, хотя все это время в следственном управлении сообщали, что дело все еще в прокуратуре.
Наталья поехала в следственное управление и написала жалобу, что следователь бездействует и затягивает сроки. На тот момент была допрошена только сама Мария Валентиновна, свидетель с ее стороны и Светлана Горбунова — также в качестве свидетеля. 24 февраля их пригласили на допрос, где новый следователь настояла на проведении полиграфической экспертизы, которая длилась 3,5 часа.
Светлана Горбунова проходить полиграф и давать какие-либо комментарии корреспонденту «Новой газеты» отказалась.
1 февраля стало известно, что апелляцию Мария Валентиновна проиграла, и Московский областной суд оставил решение Мытищинского суда в силе.
Здание Мытищинского городского суда. Фото: Wikimapia
Почерковедческая экспертиза проведена так и не была.
Председатель Мытищинского совета ветеранов Владимир Тюлюбаев признался, что с делом Марии Павловой не знаком и сообщил, что жилищными вопросами совет не занимается, поскольку «такие полномочия были возложены на муниципалитет».
По признанию 86-летней женщины, сейчас она опасается, что ее выселят из квартиры или продадут долю посторонним лицам, которые «не дадут ей спокойно жить». Вместе с защитником они готовятся подать кассационную жалобу.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»