Комментарий · Культура

Рэперы спешат на помощь

День поэзии в Переделкине отметили всем поэтическим миром — от классиков до фристайлеров

День поэзии в доме творчества Переделкино. Фото: издательство «Время»‎
Нельзя научить писать стихи. Можно задать верное направление, но этого недостаточно: поэзию нужно тонко чувствовать, попадая в сакральное «отражение отражений». Также нет верного ответа на вопрос: «Что хотел сказать автор стихотворения?», ведь сила поэзии в разности интерпретаций. По сему и День поэзии в Переделкине начался именно с урока литературы: учителя московских школ вместе со всеми желающими разобрали стихи переделкинских авторов.
По сути, весь праздник в Переделкине как бы возвращает нас в школьные годы: утром кофе в буфете, потом два урока литературы по 45 минут, затем поэтические чтения в актовом зале и на десерт — вечеринка с участием рэперов. Разница лишь в том, что на уроках уже далеко не школьники, в актовом зале читают свои стихи лучшие поэты современности, а вечером выступают рэп-исполнители с поэтическим перформансом «Памяти Виктора Коваля» — недавно умершего создателя этого жанра. Но обо всем по порядку.
Прогрессивный московский учитель Антон Скулачёв признается, что его уроки очень скучные, ведь каждый из них он начинает одинаковым вопросом: что странного? Однако переделкинским «ученикам» заскучать не дал: на протяжении всего урока в стихотворении Михаила Яснова, ушедшего в 2019 году, открывались все новые и новые неожиданные смыслы. Каждый участник азартно высказывал свою точку зрения и искренне радовался, если ему удавалось обнаружить новый подтекст. В зале сидели люди разного возраста, но каждому из них было одинаково интересно участвовать в этой поэтической игре.
Вообще, связь поколений очень четко прослеживалась на протяжении всего вечера: эстетская и молодежная культура тесно переплетались между собой, сливаясь воедино. В результате грань между ними практически растаяла: классические литературные чтения объединили людей всех поколений, а фристайл, вопреки прогнозам, собрал не только молодежную аудиторию.
Но самым ярким зрителем стал мальчик лет пяти, неустанно танцующий брейк-данс во время рэп-чтений, посвященных Виктору Ковалю.
И именно он и объединял всех, причастных к поэзии людей.
Касательно литературных чтений важно отметить, что разговор шел на равных. Поэты не пытались возвыситься над залом, общались со зрителем живо и непринужденно, однако сохраняя свою ярко выраженную индивидуальность. Лев Рубинштейн поразил своим актерским прочтением, когда не сразу поймешь: это стихотворение или просто поэт решил поболтать с кем-то из зала. Михаил Чевега поразил своей проникновенной манерой, когда стих может тебя и дружески поддержать, и развеселить анекдотом, и утешить романсом. Елена Фанайлова вообще сумела создать удивительно доверительную атмосферу, общаясь с залом, сидя в кресле. В эпоху цифровизации и карантина поэт должен быть другом — чувствовалось, что именно этого не хватает сегодняшней аудитории.
Во время рэп-чтений дружба между поэтами и зрителями только укрепилась. Родоначальник фристайла в России Лев RE-pac Киселев вместе с учениками своей мастерской Ильей Додылиным и Ясей Родной представили рэп-интерпретации на стихи Виктора Коваля, память о котором будет жить долго в каждом, кто ценит поэтический эксперимент. Недаромего поэзия так хорошо приживается в новых формах.
Лев RE-pac Киселев. Фото из соцсетей
### **Лев RE-pac Киселев** рассказал «Новой» о том, зачем перекладывать поэзию на рэп:
— Наша фристайл-мастерская существует пять лет. Мы работали совместно с Юрой Квятковским, Театром.doc. Это связь доказывает, что рэп может существовать в больших формах. Что касается переложения поэзии на рэп, то это важно, поскольку современных поэтов, собирающих залы, можно пересчитать по пальцам. И даже их аудитория по количеству не сравнится, скажем, с Бастой или Noize MC. Рэперы — новые поэты. Они смело высказывают свою точку зрения, повелевают массами, к ним прислушиваются. Поэзия сейчас — менее публичное искусство, как была когда-то. У нас есть проект «Король поэтов», где мы берем восьмерых авторов из Серебряного века и двух шестидесятников. Сначала мы читаем стихотворение, затем создаем некое подражание ему. А дальше происходит фристайл на основе тех конфликтов, которые были и которые поэты переживали в жизни. Получается одновременно и развлекательная, и образовательная история. Многие зрители эти стихи потом учат и благодаря нам приобщаются к классикам. Я не считаю, что интерпретировать поэзию подобным образом это какое-то кощунство — так думают зашоренные люди. У нас в студии есть ученики разных возрастов:
бывает, что 50-летняя женщина сталкивается с 18-летним юношей — и они выясняют отношения посредством фристайла.
### **Илья (Купа) Додылин,** фристайлер-авангардист, выпускник поэтической мастерской Андрея Родионова:
— **Зачем нужно создавать рэп-интерпретации?**
— Чтобы помнить стихи, чтобы создавать что-то новое. Сейчас много делается трибьют-проектов, посвященных поэтам: Ахматовой, Мандельштаму, Летову. Таким образом, мы лишний раз вспоминаем великие тексты. Когда известные люди перекладывают стихотворение в рэп, это дает ему новую жизнь.
— **Это помогает привлечь к поэзии молодежную аудиторию?**
— Безусловно. Люди приходят на трибьют, посвященный Осипу Мандельштаму, не зная кто это. Они идут, потому что там участвует Noize MC, IOWA, Илья Лагутенко, Леонид Агутин и так далее. И, возможно, после этого соприкосновения с поэзией они и самого Мандельштама почитают, заинтересуются. Да и сами рэперы черпают вдохновение у своих предшественников. Чтобы развиваться в рэпе, нужно знать историю поэзии, видеть, например, как деформировалась, менялась рифма. Преемственность поколений очень важна в поэзии — это и дань уважения, и создание нового крутого трека.
Илья (Купа) Додылин. Фото из соцсетей
— **Помимо фристайла, ты еще и пишешь стихи. Насколько похожи эти два процесса?**
— Это два очень разных процесса, каждый из которых требует определенной концентрации. Одновременно это делать не получается — энергии не хватает.
— **Многие считают, что современная поэзия не сравнится с нашим прошлым культурным наследием. Ты согласен?**
— Поэзия должна отталкиваться от времени. Например, если в жизни активно используется обсценная лексика, то и в поэзии будет мат. Искусство — это зеркало жизни, оно является отражением сиюминутной реальности. А наше поэтическое наследие позволяет нам узнать, как жили, любили, говорили в то время. Это библиотека времени и культуры.
**Катя Тарарак** — специально для «Новой»