Колонка · Общество

Лошадей не гоните

Конная школа для людей с инвалидностью может лишиться своего места из-за чужого имущественного спора

Злата Аскерко , специально для «Новой»
Конно-спортивная школа «Флёна». Фото из соцсетей
Российские паралимпийцы отлично выступают на международной арене. Российских конников готовят к паралимпиадам в РОО «Флёна». Но сейчас «Флёна» может лишиться всего: с 2015 года она пытается удержать за собой свою территорию. «Флёна» начала работу в 2008 году, когда у Елены Морозовой, нынешнего руководителя организации и депутата района Люблино, родилась дочка с диагнозом ДЦП.
Елена Морозова рассказывает
«Когда дочке исполнилось шесть лет, мы попробовали занятия иппотерапией. Мы увидели, что девочка сидит на лошади самостоятельно, без поддержки, держит ровно спину, чего раньше ей не удавалось добиться. После первых же занятий верховой ездой у нашей дочери стала проходить спастика, стали расслабляться мышцы. Мы захотели открыть свою организацию и помочь людям с особенностями реабилитироваться, а вместе с тем и социализироваться. Потому что, как всем известно, люди с инвалидностью нуждаются в самореализации, им нужно помочь найти жизненный путь. В нашем случае это путь в сфере спорта. Мы «вырастили» уже несколько чемпионов».
Один из таких чемпионов — Антон Единак, участник Специальной Олимпиады (Олимпиада, в которой участвуют люди с ментальными нарушениями) в Абу-Даби в 2019 году, где он завоевал одну золотую и две серебряных медали. Антон начинал с простых занятий иппотерапией. На первых соревнованиях его сопровождал тренер, но потом Антон стал управлять лошадью самостоятельно. А после нескольких соревнований он стал схватывать на лету схемы езды, что не всегда удается даже спортсменам-профессионалам. «Сейчас Антон может сесть на любую лошадь и выполнить на ней любой элемент», — говорит мама Антона Анна Единак. Но этому победному взлету предшествовали долгие поиски: она тщательно выбирала конноспортивную школу для сына. «Мы ходили во многие организации, где бы был для ребенка с инвалидностью индивидуальный подход, хорошо обученные лошади и благоприятная психологическая атмосфера, — вспоминает Анна. — Всё это мы нашли только во «Флёне». После долгих лет занятий верховой ездой Антон стал не только более спортивным, но и более социализированным. Во «Флёне» ему дали поддержку и опору. Благодаря многочисленным соревнованиям мой сын научился идти вперед, несмотря на болезнь».
Конно-спортивная школа «Флёна». Фото: Сергей Ковалев
Всех чемпионов «Флёны» тренирует Виктория Михайловна Мартынова. Сложно ли ей работать с такими спортсменами?
Виктория Мартынова
«Мне доставляет большое удовольствие смотреть, как человек добивается успехов вопреки всему. Я считаю, что в любом случае в достижении результатов важно в первую очередь желание спортсмена. Мое же дело — помочь. У меня были трудолюбивые чемпионы: Антон, Жанна и Алина. Алина была самой первой чемпионкой у нас в клубе, завоевала свои первые награды в Лос-Анджелесе в 2015 году. Жанна же ездила с Антоном в Абу-Даби, после этой олимпиады она ушла из конного спорта. Нет, я не отношусь к своим ученикам как-то по-особенному. Многие мои коллеги не смогли работать с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, потому что они не могли учить таких людей без поблажек. На мой взгляд, спортсмены с ОВЗ ни в чем не уступают здоровым людям».
Четырнадцатилетняя Ксения Ялунина уже не раз завоевывала медали в соревнованиях по программе Паралимпиады. Во «Флёне» она занимается уже почти пять лет. — За все эти годы у меня ни разу не возникло желания не идти на тренировку, — делится она. — «Флёна» — это то место, куда хочется бежать. Мы с моим тренером состоим не только в профессиональных, но и в дружеских отношениях. Но самое главное — тут тебя ждут, сюда хочется возвращаться снова и снова. И все бы хорошо: дети с проблемами здоровья получают реабилитацию и становятся чемпионами, страна получает медали на Паралимпийских играх и Специальной Олимпиаде.
Но работать «Флёне» не дают. «Флёна» сейчас занята бесконечными судебными разбирательствами с конноспортивной детской школой «Дадмал».
Елена Морозова объясняет: «Нашу школу пытаются выселить в рамках имущественных споров между департаментом имущества и арендатором. Вот уже шесть лет ведутся судебные тяжбы. Дети останутся без реабилитации и верховой езды. За эти годы я так и не поняла, почему мы должны что-то кому-то доказывать?» Я помню, было время, когда «Флёна» и «Дадмал» пытались ужиться рядом. Но все вернулось к вопросу о выселении. А ведь сотрудники «Флёны» делают все, что в их силах, для развития детей. Я проходила много реабилитаций, мне есть с чем сравнить. Слышу много речей о защите людей с ограниченными возможностями. Может, просто помочь одной конкретной школе? Специально не буду приводить аргументы имущественных спорщиков, из-за склок которых страдает «Флёна». Потому что все эти запутанные взаимоотношения, завалы из бумаг, на мой взгляд, детей с особенностями развития и их наставников касаться не должны. Не должны люди, которые пытаются сделать спорт доступным для инвалидов, бегать по судам, вместо того чтобы помогать тем, кому приходится учиться жить.
От редакции:
«Новая газета» направляет обращение в мэрию Москвы и Паралимпийский комитет России с просьбой помочь уникальной школе