Комментарий · Культура

Не только «Наутилус»

Главные песни Свердловского рок-клуба, которому 15 марта исполняется 35 лет. Выбор Александра Коротича

Свердловскому рок-клубу — 35, но на самом деле все началось еще раньше. 40 лет назад, 6 июня 1981 года состоялся первый на Урале рок-фестиваль на приз Свердловского архитектурного института. До этого дня нам казалось, что мы обречены на бесконечные комсомольские ВИА с беззубыми песенками, но выяснилось, что рядом с нами уже созрела самобытная и яркая рок-культура. Фаворитами фестиваля были виртуозный «Перекресток» Саши Костарева и «Змей Горыныч Бэнд». Но, к моему удивлению, большинство голосов набрали никому тогда не известные «Р-Клуб», «Трек» и «Урфин Джюс». В зале находился Слава Бутусов, у которого в этот день окончательно укрепились собственные музыкальные амбиции. Потом, на уровне обкома ВЛКСМ, будет принято решение о том, что «никакого фестиваля не проводилось», будут разборки и выговоры. Но это потом… А в тот день мы прошли точку невозврата. В тот день и началась история уральского рока.
Свердловский рок-клуб. Фото: Википедия
Об авторе
Александр Коротич (1960 г.р.) — художник, дизайнер. Создал обложки альбомов для групп «Наутилус Помпилиус», Чайф, Настя, Deadушки, Глеба Самойлова и десятков других артистов. Автор книги «С роком 40 лет».
# **1. «Урфин Джюс». «15», 1982 г.**
Уникальный двойной магнитоальбом самобытного уральского арт-рока. Эпичный формат «двойника», неподъемный для остальных групп того времени. И странные стихи Кормильцева, которые легли на непростую музыку Александра Пантыкина, исповедовавшего лучшие образцы поздней русской классики от Стравинского до Шнитке. Все это создало небывалую сюрреалистическую атмосферу альбома. # **2. «Трек». «II», 1982 г.**
Один коллекционер поинтересовался у меня: в каком стиле играет группа «Трек»? Я не нашелся, что ответить, так как не знаю аналогов подобной музыке ни у нас, ни за рубежом. Единственное подходящее описание, которое приходит на ум, я заимствовал из архитектуры: «уральский конструктивизм». # **3.** «Наутилус Помпилиус»**. «Чужая земля», 1992 г.**
Первый по-настоящему взрослый альбом «Нау». И моя первая виниловая обложка. # **4. «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели». «Щелкунчик», 1992 г.**
Сольный проект саксофониста «Наутилуса» Алексея Могилевского. Феерическая музыкальная и поэтическая фантазия, помноженная на виртуозное владение клавишами, гитарой, саксофоном… Неспроста Лёшу пытались заполучить все значимые уральские группы 1980-х. # **5. Настя. «Танец на цыпочках», 1994 г.**
Альбом получил название от единственной собственной песни Насти Полевой в трек-листе, остальные — подарки самых известных фигур отечественного рок-иконостаса. Настя обладает редким талантом исполнять чужие песни, как свои, а часто и лучше авторов. # **6. Группа Егора Белкина. «Около радио», 1985 г.**
Результат сотрудничества Егора Белкина (гитариста «Урфина Джюса» и «Наутилуса») с поэтом Ильёй Кормильцевым. Альбом наполнен мелодичными песнями и крепким мейнстримовым драйвом. # **7. «Чайф». «Время не ждет», 2000 г.**
Грустная песнь повзрослевших старшеклассников из моей родной школы № 36 города Свердловска. Когда слушаю эти песни на концерте, ловлю себя на мысли, что я единственный в зале знаю, о чем именно поют Шахрин и Бегунов. # **8. «Агата Кристи». «Коварство и любовь», 1989 г.**
Искрометный глэм-арт в обрамлении великолепных мелодий, на который меня подсадил в свое время кинорежиссер Лёша Балабанов. # **9. «Апрельский марш». «Сержант Бертран», 1994 г.**
Прекрасное музыкальное пособие для будущих психотерапевтов и невропатологов. # **10. «Водопад им. Вахтанга Кикабидзе». «Первый Всесоюзный панк-съезд, или Берегите цинк!», 1987 г.**
Театрализованный деревенский панк, положенный на незамысловатую с первого взгляда, но суперпрофессиональную музыку. Ну и это просто очень смешно!
**Александр Коротич**