Федеральная служба безопасности России, вероятно, сделала документы на ненастоящее имя для жены Вадима Красикова (Соколова), обвиняемого в Германии в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, произошедшего летом 2019 года в Берлине. Это [выяснили](https://www.spiegel.de/politik/deutschland/berliner-tiergarten-mord-russischer-geheimdienst-versteckt-offenbar-frau-des-mutmasslichen-moerders-a-e7c377a1-07ce-4e2d-a63c-0b3973e1de50?d=1614674875&sara_ecid=app_upd_xDl6zCyJhGEY9I3axx5s5LM6z4xunp&sara_ecid=soci_upd_KsBF0AFjflf0DZCxpPYDCQgO1dEMph) Der Spiegel, Bellingcat и The Insider.
Имени женщины они не назвали. Der Spiegel, Bellingcat и The Insider отметили, что она летела в Крым под ненастоящим именем вскоре после публикации расследования, в котором рассказывало о Красикове. Расследователи предположили, что она могла пользоваться телефоном мужа через несколько месяцев после убийства Хангошвили.
Журналисты проанализировали телефонные звонки и данные о местоположении, которые показали, что женщина выключила устройство 6 декабря 2019 года в аэропорту Домодедово, а снова телефон заработал в Крыму 7 декабря.
В материале утверждается, что жена Красикова летела в Крым вместе с дочерью. В списках пассажиров рейса указаны две путешественницы под разными именами, которые, по данным расследователей, совпадают с именами Красиковой и ее дочери. Дни рождения тоже верны, только годы рождения были изменены на один год.
Помимо этого, авторы расследования утверждают, что жену Красикова сопровождали сотрудники российских спецслужб. В материале говорится, что в первые дни после публикации расследования о муже она часто звонила сотруднику ФСБ. На борту их самолета, по данным расследователей, был сотрудник службы. Авторы текста предположили, что у него звание генерала и узнали, что этот человек прилетал в Крым каждый месяц.
В распоряжении Der Spiegel, Bellingcat и The Insider оказались консульские документы ЕС. Согласно им, в феврале 2019 года он пытался получить визу в греческом консульстве в Москве сроком на 90 дней, действительную для туристической поездки с апреля по октябрь. В этот временной отрезок произошло убийство
Красикова [задержали](https://novayagazeta.ru/news/2019/08/25/154644-v-berline-zaderzhali-rossiyanina-po-podozreniyu-v-ubiystve-grazhdanina-gruzii) в конце августа 2019 года. По данным Spiegel, в прошлом году немецкие правоохранители [вышли](https://novayagazeta.ru/news/2020/06/27/162603-spiegel-vtorogo-rossiyanina-zapodozrili-v-prichastnosti-k-ubiystvu-chechentsa-hangoshvili-v-berline) на второго подозреваемого — Романа Д. Сам Красиков вообще отрицает наличие этой фамилии. Его зовут Вадим Соколов, он несколько раз повторял, что в документах, удостоверяющих личность, отмечено при въезде в ЕС.
Spiegel, Insider и расследователи Bellingcat [выяснили](https://novayagazeta.ru/news/2020/02/17/159136-smi-podozrevaemyy-v-ubiystve-chechentsa-hagnoshvili-v-berline-trenirovalsya-na-bazah-tssn-fs), что Красиков мог проходить обучение в Центре специального назначения ФСБ в Балашихе, причем последняя тренировка состоялась за несколько дней до убийства Хангошвили. После задержания в Берлине полиция обнаружила у Красикова российский паспорт на имя Вадима Соколова.
Россия отрицает причастность своих спецслужб к убийству. Президент Владимир Путин [заявлял](https://www.interfax.ru/world/687332), что Хангошвили участвовал в боевых действиях на Кавказе на стороне сепаратистов. По данным властей Германии, с 2000 по 2004 год Хангошвили действительно был полевым командиром чеченских формирований, а в 2008 году принимал участие в конфликте в Южной Осетии на стороне грузинских сил.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»