Сюжеты · Культура

Постмодернизм

Пьеса Виктора Шендеровича

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»
#Действующие лица:
Лора, певица
Ее муж
Гость
_Лора распевается в гостиной. Муж сидит в своем кабинете за компьютером.  _
_Звуки ударов и крики из-за стены. _
_Лора продолжает распеваться. Муж выходит в гостиную. Некоторое время слушает крики под распевку жены. _
МУЖ. Ми-бемоль.
ЛОРА. Что?
МУЖ. Ми-бемоль сполз.   
ЛОРА. Перестань делать мне замечания! 
МУЖ. Извини. (_Уходит к себе, останавливается на полдороге_) Слушай, нет, ну что ж это такое… Второй день!
ЛОРА. О! Ты тоже слышишь?
МУЖ. Не понимаю твоей иронии. 
ЛОРА. Ты ее никогда не понимал, дорогой. 
МУЖ. Может, позвонить в полицию? 
ЛОРА. Зачем?
МУЖ. Чтобы приехали.
ЛОРА. Так они и приехали. 
МУЖ (_после паузы_). Безобразие.
ЛОРА. Да! Никакой звукоизоляции вообще! 
_Крик из-за стенки_. 
МУЖ. Надо было давно переехать отсюда. 
ЛОРА. Куда?
МУЖ. Да хоть куда.
ЛОРА. Ты о чем?
МУЖ. Но ведь так жить невозможно! 
ЛОРА. А что не так?
МУЖ. Ты серьезно?
ЛОРА. Это ты слишком серьезен, дорогой. А вокруг — постмодернизм! 
_Крик из-за стенки._
МУЖ. Кто?
ЛОРА. Не бери в голову.  
МУЖ. Хорошо. (_Продолжительный крик из-за стенки, удары и новые крики_) А все-таки, что это?
ЛОРА. Это его бьют.  
МУЖ. Нет, вот ты сказала: постмодернизм…
ЛОРА. Валенок ты, постмодернизма не знаешь. Свобода дискурса, инверсия понятий… Смена парадигмы. Вот это вот всё. 
МУЖ. А-а.  
_Лора снова начинает распеваться. Пение накрывает новая череда ударов и криков из-за стены. Они продолжаются всю сцену.  _
ЛОРА. Так. Он меня достал! Что за дикие вопли? 
МУЖ. Его бьют. 
ЛОРА. Не преувеличивай. 
МУЖ. Ты сама сказала. 
ЛОРА. А чего он хотел? Он этого и хотел! Нас же не бьют! Ты что, не понимаешь: он специально нарывается, чтобы прославиться! (_Крик_) Во как орет, популист — ни стыда, ни совести… 
МУЖ. Ему больно просто.
ЛОРА. Это он рвется к власти!  
МУЖ. Он?
ЛОРА. А кто же?
МУЖ. Эти давно у власти...
ЛОРА. Эти давно, а этот рвется! А у меня завтра концерт! И перестань закатывать мне истерики! 
МУЖ. Какие истерики? Я вообще молчал!
ЛОРА. Он очень неприятный человек, и ты прекрасно это знаешь. 
МУЖ. Я его совсем не знаю. 
ЛОРА. И не надо!
МУЖ. Виделись пару раз, здоровались… 
ЛОРА. Вот и дурак, здороваться с нацистом!
МУЖ. Кто нацист?
ЛОРА. Он! 
МУЖ. А, ну тогда… (_Крик из-за стены_) О господи. А откуда ты знаешь?
ЛОРА. Это все знают. 
МУЖ. А-а, ну тогда... (_Крик из-за стены_)
ЛОРА. Нет, ты подумай, какой провокатор! Хочет, чтобы мы все бросили и пошли его отбивать, делать тут революцию. (_Новый крик_) Ага, щас! За дурачков нас держат, революционеры проплаченные… Швондеры! Ненавижу! Мир спасет культура!
_Новая распевка — и длинный крик из-за стены. _
ЛОРА. Слышишь? 
МУЖ. Слышу. 
ЛОРА. Никакой позитивной программы, один крик!  
_Распевается. Новый крик. Лора подходит к стене и кричит в нее. _
ЛОРА. А не надо было воровать лес! 
МУЖ. Какой лес?
ЛОРА. Наш лес! 
МУЖ. Дорогая, у нас не было леса, успокойся…
ЛОРА. Отстань от меня, дурак! (_В стену, в ответ на крик оттуда_) Прекрати нарушать тишину, фашист!  
МУЖ. Лора, перестань волноваться, у тебя сердце. 
ЛОРА. У меня? 
МУЖ. Да.
ЛОРА (_Сквозь звуки ударов и крики из-за стены)_ Да! У меня сердце! Я не могу больше слышать этой мерзости! У меня завтра концерт! Чтоб он сдох! Я так больше не могу-у-у! 
_Внезапная тишина._
МУЖ. Вроде перестали.
_Новый крик._
ЛОРА. Как это бестактно… (_Плачет_) Ну что за человек… 
_Звонок в дверь.  _
_Лора и Муж переглядываются. Муж открывает. _
_На пороге стоит Гость. Он весь в черном, в латах и наколенниках, дубинка, наручники на поясе. _
ГОСТЬ. Зарядка есть? 
ЛОРА. Да. 
ГОСТЬ. Шокер разрядился.
МУЖ. Кто?
ГОСТЬ. Электрошокер. Поставите? 
МУЖ. Да. 
ГОСТЬ. Спасибо. Чаю дадите?
ЛОРА. Конечно! Что же это я, о господи…  Проходите, садитесь! (_Ставит чайник, сдавленным шепотом_) Чашки!  
_Муж, вздрогнув, начинает накрывать на стол. Пауза. _
ГОСТЬ (_попив чаю_). Ф-фу… 
ЛОРА. Перерыв?
ГОСТЬ. Ага. 
ЛОРА. Устали?
ГОСТЬ. Есть немного. 
МУЖ. Скажите, а…
ЛОРА. Пастилу будете?
ГОСТЬ. Давайте. (_После паузы, Мужу_). Вы хотели что-то спросить.
ЛОРА. Мы хотели узнать: как вообще дела?
ГОСТЬ. У кого?
ЛОРА. В стране. 
ГОСТЬ. В нашей любимой стране?
ЛОРА. Да.
ГОСТЬ. Время сложное. Много работы. 
ЛОРА. Понимаю. 
ГОСТЬ (_Мужу_) А вы? 
МУЖ (_после паузы_). И я понимаю. 
ГОСТЬ. А что вообще слышно?
МУЖ. Да так… 
ГОСТЬ. Слышно?
МУЖ. Да.
ГОСТЬ. И что? (_Муж мычит что-то неопределенное_) Если что-то не нравится, вы скажите.
ЛОРА. Нам нравится! 
_Пауза. _
ГОСТЬ. Дети есть?
МУЖ. Да. 
ГОСТЬ. Скан паспорта пришлете. Свои и детей. Нам, через «Госуслуги». 
МУЖ. Зачем? 
ЛОРА. Мы пришлем, обязательно пришлем.
МУЖ. Послушайте, а…
ГОСТЬ. Забрать вас?
МУЖ. Куда?
ГОСТЬ. Куда всех. 
МУЖ. За что?
ГОСТЬ. Да мы найдем за что. 
_Пауза._
ЛОРА. Вы, наверное, шутите.
ГОСТЬ. Угадали. Шутка-малютка. Какая у вас грудь красивая.
ЛОРА. Спасибо.
ГОСТЬ. Прямо конкретные буфера. (_Мужу_). Что?
_Крик из-за стенки._
ГОСТЬ. О! Сменщик пришел. (_Встает_) 
ЛОРА. Скажите, а… Нельзя как-то сделать так, чтобы он не кричал?
ГОСТЬ. Мы пытались. Не получилось. (_Мужу_). Сканы прислать — сегодня.
МУЖ. Прописка нужна? 
ГОСТЬ. Да. Все страницы. 
МУЖ. Спасибо. 
_Гость уходит. _
ЛОРА (_после паузы_). Ты с ума сошел? (_Передразнивает_). Мэ, мэ… Ой! (_Открывает дверь, кричит_). Инструментик забыли! (_Мужу_). Улыбайся!
_Муж застывает с улыбкой на лице. Возвращается Гость._
ГОСТЬ. Голова ни к черту. (_Забирает электрошокер_). Стоять! (_Берет Лору за грудь_). О! Не силикон, своя, надо же. Не, ну ваще! 
_Уходит. Пауза.  _
МУЖ. Заходите еще. 
ЛОРА. Ну! И что теперь делать? 
МУЖ. Я еще не решил. 
ЛОРА. Может, забудет?  
МУЖ. Такие буфера? Нет, не забудет.
ЛОРА. Ой, ой… Остряк! 
_Муж берет Лору за грудь. Лора визжит._
ЛОРА. Хам! (_Дает Мужу пощечину_) 
МУЖ. Инверсия понятий! 
ЛОРА. Ой. И правда сбрендил…  
МУЖ. Смена парадигмы. (_Берет Лору за другую грудь_) 
ЛОРА. Хам! (_Дает Мужу новую пощечину._) 
МУЖ. Культура! Спой что-нибудь, спаси мир.
ЛОРА. Я спою. Спою! Кретин… 
_Уходит из квартиры, хлопнув дверью.  _
_Муж садится за стол. Смотрит на чашку, оставленную Гостем. _
_Двумя пальцами берет недоеденную им пастилу и подбрасывает вверх широким движением. Пастила падает на пол — и, как по команде, из-за стены вступают звуки новых ударов и криков._
МУЖ. Постмодернизм. Это всё постмодернизм! (_Смеется_)
_К звукам пыток, несущимся из-за стены, добавляются громкие гаммы распевки. _
МУЖ (_перестав смеяться, после паузы_). Но надо что-то делать! Да! С этим надо что-то сделать, наконец! Звукоизоляции вообще никакой. Так жить нельзя, правда? 
_февраль 2021 года_