##### [Чеченские полицейские заявляют, что взяли пособников исламистского подполья: гея и трансгендера на гормональной терапии](https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/08/89111-otkuda-ne-zhdali)
4 февраля в Нижнем Новгороде двое представителей чеченского ЛГБТ-сообщества: Салех Магамадов и Исмаил Исаев (последнему 17 лет, он родился в марте 2003 года*) — были задержаны сотрудниками неустановленного силового подразделения, предположительно Росгвардии по Нижнему Новгороду. В задержании, по всей видимости, участвовали и сотрудники ОМВД России по г. Гудермес. Это стало известно со слов дознавателя, которая явилась на место происшествия (в квартиру, в которой проживали Магомадов и Исаев и которую в ходе задержания молодых людей силовики разгромили, как будто задерживали особо опасных преступников).
Разгром в квартире, где задержали Магомадова и Исаева. Фото предоставлено «Российской ЛГБТ-сетью»
Дознаватель приехала по заявлению о преступлении (похищении), поданному в тот же день в дежурную часть ГУВД по Нижнему Новгороду адвокатом Александром Немовым, действующим в интересах Магомадова и Исаева.
Когда дознаватель брала объяснения у адвоката, ей позвонил коллега (адвокат Немов предполагает, что это был дежурный ГУВД)
и сообщил, что молодых людей не похитили, а задержали в рамках давнего и тесного сотрудничества чеченских и нижегородских силовиков.
Задержанные были затем переданы чеченским полицейским для принудительной доставки в Чеченскую республику. Дознаватель подтвердила тот факт, что чеченские полицейские вместе с задержанными уже покинули Нижний Новгород, но отказалась пояснить адвокату Немову, чем именно были мотивированы силовые действия в отношении его клиентов, один из которых, повторюсь, несовершеннолетний.
В ту же ночь адвокат Немов вылетел в Чечню и уже в 13 часов 5 февраля приехал в Гудермес и сразу направился в гудермесский отдел полиции. Адвокату с трудом, но удалось пробиться к заместителю начальника ОМВД России по г. Гудермес Джамалиеву. Последний сначала отрицал, что ему известно о задержании Магамадова и Исаева. Но Александр Немов сказал, что информация о том, что задержанные переданы гудермесским полицейским, поступила от сотрудников Нижегородского ГУВД и отрицать ее бессмысленно.
Адвокат Александр Немов. Кадр из видео «Кстати»
Тогда Джамалиев вынужден был признать, что Магамадов и несовершеннолетний Исаев действительно находятся у чеченских полицейских,
которые осуществляют их принудительный привод в качестве свидетелей по уголовному делу. Джамалиев даже позвонил и поговорил с этими полицейскими в присутствии адвоката Немова и выяснил, что на 14.00 они находились с задержанными в Армавире и в Чечню ориентировочно должны были прибыть в 19 часов вечера.
Подробности об уголовном деле (хотя бы когда и по какой статье оно было возбуждено) замначальника гудермесского ОМВД не раскрыл, но пообещал, что как только Магамадов и Исаев будут допрошены, их освободят и отдадут адвокату. Адвокат Немов потребовал обеспечить его встречу с задержанными сразу же по прибытии в Чечню, а также свое участие в ходе допроса (собственно, в отношении несовершеннолетнего Исаева иное и невозможно: закон категорически предписывает участие законного представителя в любых следственных действиях, поэтому задержание, осуществленное нижегородскими силовиками, априори незаконно; отказаться от законного представителя или заменить его другим сам несовершеннолетний не может).
Кроме того, адвокат Немов поинтересовался, зачем в отношении свидетелей надо было предпринимать такие немотивированно жесткие действия, как принудительный привод. Можно было просто передать поручение нижегородским коллегам о допросе Магомадова и Исаева.
Джамалиев ответил: «Нам виднее, о чем и как их допрашивать».
В 19 часов задержанные Магамадов и Исаев в Чечне не появились, и адвокат Немов подал в дежурную часть республиканского МВД, дежурному республиканской прокуратуры и в чеченский следственный комитет заявление о незаконном удержании своих клиентов, то есть о превышении сотрудниками ОМВД по Гудермессу своих полномочий. Заявления адвоката были приняты и «закуспированы» (зафиксированы в Книге учета сообщений о преступлении).
Полк гудермесской полиции. Кадр из видеоролика
Летом прошлого года Исмаил Исаев и Салех Магамадов, на тот момент проживавшие в Чечне, обратились на горячую линию «Российской ЛГБТ-сети». Исмаил Исаев рассказал, что к тому времени уже дважды его задерживали чеченские силовики. Первый раз это случилось в августе 2019 года — в связи с его гомосексуальной ориентацией. На тот момент Исаеву было 16 лет.
Как следует из его заявления, его избили, продержали в неизвестном ему месте (подвале одного из отделов полиции) и через 7 дней отпустили. По словам Исаева, его мать заплатила за его освобождение 300 000 рублей.
После этого он покинул Чечню и проживал в Санкт-Петербурге.
Между тем 8 марта прошлого года в Чечне был задержан админ телеграмканала «Осал нах 95». В группе «Осал нах 95» состояли молодые люди 17–20 лет, позиционирующие себя атеистами. В группе они местами весьма скабрезно, в стиле карикатур «Шарли Эбдо», издевались над исламскими и чеченскими традициями. Надо сказать, что уровень критических высказываний, обильно сдобренным матом, соответствовал возрасту, развитию и образованию участников группы — в большинстве своем вчерашних подростков. Исмаил Исаев и Салех Магамадов в числе прочих были администраторами канала.
30 марта 2020 года были задержаны и другие участники «Осал нах 95». Салеха задержали в Грозном, а Исмаила — в Санкт-Петербурге. По месту его жительства пришли чеченцы в штатском, насильно вывезли на самолете во Владикавказ, а затем на машинах в Чечню.
По словам Исаева и Магамадова, их поместили в подвалы одной из казарм на базе полка Патрульно-постовой службы им. А. Кадырова. Во время похищения и перевозки из Санкт-Петербурга в Чечню у Исмаила Исаева поднялась температура. Ему сделали тест на коронавирус (делала медсестра), поместили в отдельную ячейку в подвале и все время поливали спиртом. В последующие дни Исаева никто не бил и не допрашивал, видимо, боялись заразиться. Ему изредка мерили температуру и приносили еду. Кроме того, в период болезни его вместе с другими членами группы «Осал нах 95» заставили записать видеоизвинение: за то, что члены группы оскорбляли религию и совершали недостойные поступки.
Особенно чеченских силовиков злил тот факт, что участники групп часто размещали в своей группе изображения христианских крестов и ЛГБТ-флаги, тем самым призывая к толерантности.
Видеоролики с извинениями появились затем в проофициальных чеченских пабликах в инстаграме. Об этом написали федеральные СМИ. На видеозаписи отчетливо видно, что Исаев действительно тяжело болен.
Исмаил Исаев. Кадр из «видеоизвинения»
Как указано в проведенном юристами «Российской ЛГБТ-сети» опросе Исмаила Исаева и Салеха Магамадова, всех членов группы (всего задержанных было 27 человек) заставляли под пытками признать существование бога, а также учить наизусть Коран, биографию Ахмат-Хаджи Кадырова и гимны Чеченской республики и Российской Федерации. Перевоспитание (кроме непосредственно пыток) снимали на видео, очень часто в полк приходил мулла и проводил с участниками группы религиозные занятия. Когда члены телеграм-группы атеистов делали ошибки при чтении Корана, мулла бил их тонкой палкой. Видимо, примерно так же в советское время верующих заставляли отрекаться от Бога и учить вместо Библии историю Коммунистической партии.
Мулла, по свидетельствам Исаева и Магамадова, говорил, что отправляет записи главе Чечни Рамзану Кадырову, от которого зависит освобождение задержанных.
В начале мая, когда о задержании членов группы «Осал нах 95» написали федеральные СМИ (им об этом стало известно по факту публикации видеороликов с извинениями и отречением от атеизма самих 10 задержанных), Исаева и Магамадова в составе всей группы задержанных освободили. Однако перед освобождением с них взяли расписку с обязательством о сотрудничестве. Они должны были по-прежнему администрировать группу «Осал нах 95», вовлекая и сдавая полиции других чеченских атеистов.
В начале июля Исаев и Магамадов выехали за пределы Чеченской республики и обратились за помощью к российской ЛГБТ-сети.
Их спрятали в Нижнем Новгороде, но все это время сотрудники чеченской полиции пытались их найти и заставить сотрудничать.
Голосовая переписка с одним из сотрудников под ником «Путь праведных» есть в распоряжении «Новой газеты».
Мы передали ее телеграм-каналу АДАТ, чтобы идентифицировать личность полицейского. По сведениям телеграм-канала АДАТ, голос на этих записях похож на голос сотрудника полка Патрульно-постовой службы им. А. Кадырова Идриса Сугаипова, также известного под позывным «Хакер». Именно Сугаипову ранее удалось идентифицировать членов группы «Осал нах 95», в его послужном списке и другие успешные операции по выявлению интернет-критиков чеченской власти и порядков, которые она насилием насаждает в республике.
Идрис Сугаипов, сотрудник полка Патрульно-постовой службы им. А. Кадырова. Фото: соцсети
В данный момент адвокат Александр Немов все еще находится в Чечне и ищет своих клиентов. По факту задержания Исаева и Магамадова сделали заявления российские и международные правозащитные организации. Юристы российской ЛГБТ-сети обратились по срочной процедуре в Европейский суд по правам человека применить правила протокола 39 и обязать российские власти незамедлительно обеспечить защиту Исаеву и Магамадову.
«Новая газета» следит за развитием ситуации.
Обновлено 6.02.2021 (18:20 мск)
##### «Футбол» по отделениям полиции
Около пяти часов вечера 6 февраля Александр Немов сообщил, что его клиентов Исмаила Исаева и Салеха Магамадова доставили сегодня в ОМВД по Гудермесу. Обоих допросили в качестве свидетелей по делу, к которому они, по словам адвоката, никакого отношения не имеют и по которому пояснить ничего не могли. Допрос обоих длился буквально пять минут и совершенно очевидно был пустой формальностью. Тем не менее, обоих свидетелей продолжали удерживать в ОМВД по Гудермесу, не давая возможности пообщаться с адвокатом и с отцом. Отца обоих парней (они родные братья, только у Салеха фамилия матери) сегодня утром вызвали из больницы, где он лечился от осложнений, связанных с коронавирусной инфекцией. Все это время на него оказывают давление, чтобы он отказался от услуг адвоката Немова.
За это время адвокат Немов подал в различные инстанции уже более десятка жалоб и, наконец, со скандалом добился освобождения своих клиентов.
Но как только Исаев и Магамадов вышли за ворота ОМВД по г. Гудермесу, их встретили сотрудники ОМВД по Серноводскому району Чечни и вручили новое постановление об очередном принудительном приводе по делу, которое возбуждено теперь уже в Серноводском ОМВД. И к этому делу ни Исаев, ни Магамадов никакого отношения, по словам адвоката, не имеют, однако,
они снова были задержаны (в качестве свидетелей) сотрудниками Серноводского ОМВД и увезены в неизвестном направлении.
Обновлено 6.02.2021 (23:40 мск)
Адвокат Немов и отец мальчиков поехали за ними.
Всего в Чечне 14 районных отделов полиции. Поэтому теоретически задержанных еще 6 февраля Магамадова и несовершеннолетнего Исаева могут возить довольно долго по всем этим отделам полиции для допроса в качестве свидетелей по делам, к которым они, по словам адвоката, никакого отношения не имеют.
##### Отказ от адвоката
После встречи с заместителем министра МВД по ЧР отец отказался от услуг адвоката Александра Немова по защите его сыновей.
Исмаил Исаев и Салех Магомадов продолжают удерживаться чеченскими полицейскими уже вторые сутки. В данный момент они находятся в ОМВД по Серноводском району Чечни.
Власти Чечни [могут обвинить](https://novayagazeta.ru/news/2021/02/07/167666-lgbt-victim) вывезенных в республику из Нижнего Новгорода Салеха Магамадова и Исмаила Исаева в участии в незаконном вооруженном формировании (НВФ). Полицейские передали адвокату задержанных Марку Алексееву записку, в которой сказано, что похищенные находились в розыске.
**«Новая газета» обратится за комментариями по данной ситуации к министру МВД РФ Владимиру Колокольцеву, а также к Уполномоченному по правам ребенка РФ Анне Кузнецовой и Уполномоченному по правам человека РФ Татьяне Москальковой — с просьбой вмешаться в эту ситуацию.**
*У «Новой газеты» есть письменное разрешение матери несовершеннолетнего Исмаила Исаева, его законного представителя, на публикацию его персональных данных в связи с ситуацией, возможно, угрожающей его здоровью и жизни.