Взорванный автомобиль, в котором погиб Шеремет. Фото: Getty
На титульной странице «Украинской правды» — интернет-издания, где работал Павел Шеремет вплоть до своего последнего дня, — периодически всплывает картинка — фотография журналиста, похожая на мишень в тире, и вопрос «кто убил Павла?». В композиции не меняется ничего, кроме счетчика времени, если так можно выразиться. Теперь он показывает «четыре года без ответа». Подобная иллюстрация сопровождает и портрет основателя «Украинской правды» — «кто убил Георгия Гонгадзе?».
Украинские правоохранители сейчас говорят, что никогда не упускали из виду «белорусский след» в преступлении против Шеремета. Это частично соответствует действительности — достаточно поднять публикации в прессе, начиная с лета 2016 года, с комментариями должностных лиц. Невзирая на то, что Павел был профессионально востребован в Украине, его самой значительной работой продолжали считать фильм-расследование «Дикая охота» о судьбах исчезнувших на рубеже веков политических оппонентов Лукашенко.
Но в качестве основных версий следствие рассматривало журналистскую деятельность Шеремета в украинском медиапространстве и попытки российской ФСБ любыми способами дополнительно дестабилизировать ситуацию в Украине. Мол, известного журналиста выбрали в качестве сакральной жертвы, чтобы посеять в обществе страх. Возможными причинами называли также «неприязненные отношения или личные мотивы»: машина, в которой взорвали журналиста, формально принадлежала его гражданской супруге — Алене Притуле — соосновательнице и владелице «Украинской правды». К сегодняшнему моменту версии остались прежними. Зато публичности в расследовании стало меньше в разы. Молчание должностные лица мотивируют традиционно — «может помешать установлению истины».
#Атошники либо «агенты Кремля»?
Как известно, по делу Шеремета проходят трое фигурантов. Рок-музыканта и военного **Андрея Антоненко** (позывной Riffmaster), детского хирурга и волонтера **Юлию Кузьменко** (позывной «Лиса») и медсестру-военнослужащую **Яну Дугарь** задержали год назад, выдвинув подозрение. По версии следствия, Дугарь якобы помогала готовить покушение, Антоненко же и Кузьменко непосредственно закладывали взрывчатку под авто и дистанционно проводили подрыв.
Андрей «Riffmaster» Антоненко. Фото: страница Андрея Антоненко в Facebook
Юлия «Лиса» Кузьменко. Фото: страница Юлии Кузьменко в facebook
Яна Дугарь. Фото: страница Яны Дугарь в Facebook
До сих пор у следствия отсутствует предположение — кто мог выступать заказчиком убийства.
В сентябре минувшего года дело, наконец, начал рассматривать Шевченковский райсуд Киева, причем суд присяжных. Юлии Кузьменко и Яне Дугарь продлили круглосуточный домашний арест, Андрея Антоненко оставили под стражей. Судебные заседания продолжаются.
В МВД Украины считают, что записи 2012 года, при условии их подлинности, где якобы спецслужбы Беларуси [обсуждают намерение уничтожить Павла Шеремета](https://novayagazeta.ru/news/2021/01/04/166906-euobserver), нисколько не опровергают ход украинского расследования. Потому не видят оснований для того, чтобы снять обвинения с Антоненко, Кузьменко и Дугарь. В комментарии «Би-би-си — Украина» спикер ведомства Артем Шевченко, в частности, сказал: «В обвинительном акте четко указано, что их действия были вызваны другими неустановленными лицами. Непосредственно на рассмотрение в суде это (_записи. _— **О. М.** ) вряд ли повлияет, потому что обвиняемым инкриминируется именно участие в совершении преступления».
Сторона защиты ветерана АТО Андрея Антоненко прогнозируемо требует самого тщательного изучения «белорусских пленок». Соответствующее заявление [опубликовано](https://sense.ua/biloruske-kdb-i-vbivstvo-sheremeta-zayava-zaxistu-antonenka-u-zvyazku-iz-plivkami-makara-zajceva/) на сайте юридической фирмы «СЕНС Україна».
«…Надеемся, это сделают компетентные органы европейских стран, а не украинские фальсификаторы. Сторона защиты уже ведет работу в данном направлении», — сказано в заявлении. Адвокаты напомнили, что убийство Шеремета произошло 20 июля, в годовщину первой инаугурации Лукашенко в 1994 году, — даты, которую «диктатор, по данным СМИ, ежегодно неофициально празднует». «Если информация подтвердится, это полностью разрушит безумную версию со стороны обвинения о неизвестных лицах, которые при избрании исполнителей с низкими моральными качествами сосредоточились на «волонтерских группах населения», — подчеркнули юристы. Они утверждают, что причастность к теракту белорусских спецслужб прежде не рассматривалась в Украине вообще.
#На палубе — «Боцман»
Белорусские пленки 2012 г. (Шеремет перебрался в Украину именно в 2012-м) заставили многих снова вспомнить о человеке, который называл Павла своим давнишним другом. Именно Сергей Коротких, он же «Боцман», он же «Малюта», на исходе 19 июля 2016 года, то есть в ночь перед убийством, подъехал к Павлу обсудить нюансы протестного шествия полка «Азов» (_организации, запрещенной в РФ. _— **О. М.** ). Коротких подробно рассказал о встрече, оказавшейся последней, в эфире ток-шоу Савика Шустера, спустя день после трагедии. Он настаивал, что убийство Шеремета — «покушение на основы украинской государственности как таковой», а про киллеров сказал: «Либо они сотрудники спецслужб, либо имели доступ к информации сотрудников спецслужб». Потому, по мнению «Боцмана», давление на СБУ митингами и демонстрациями с требованиями провести чистку рядов и ускорить реформу спецслужбы — самый действенный путь, который поможет открыть правду.
Сергей Коротких («Малюта»)
В политической среде упорны слухи о дружбе и даже общих бизнес-проектах Сергея Коротких с министром внутренних дел Арсеном Аваковым и его сыном. В Украине «Малюта» появился в 2014-м, в начале боевых действий на Донбассе.
Сделал стремительную карьеру в «Азове», получил гражданство из рук президента Петра Порошенко и стал долларовым миллионером при официальной зарплате чуть больше 200 долларов.
При этом Коротких, как «вероятный агент спецслужб России», попал в базу данных известного сайта «Миротворец», чье создание связывают с приближенными Авакова… Во время последней президентской кампании «Боцман» оказался в когорте самых жестких критиков Порошенко.
Красноречивая деталь. Когда молодые оппозиционеры, политические беженцы из Беларуси, встали в ноябре 2020-го на круглосуточную протестную «Вахту Света» у здания посольства РБ в Киеве, Коротких и «азовцы», на правах старших друзей, сразу взяли над ними шефство: чтобы, мол, никто ребят не обидел.
Но общественная организация «Белорусский Дом в Украине» отказалась участвовать в акциях вроде установки креста в память о замученных режимом Лукашенко, которые проводил «Боцман», он же «Малюта». Отказалась именно потому, что хорошо знала Коротких по «прошлой жизни» и не имела сомнений в его кагэбэшном настоящем.
«Боцман»-Малюта» Сергей Коротких в центре возле пикета «Вахты Света». Фото: Ольга Мусафирова / «Новая газета»
В экспертной среде после убийства Павла Шеремета, нисколько не умаляя заслуг журналиста, говорили, что его гибель никак не повлияет на стабильность в стране. Эксперты не ошиблись. Украинские СМИ с самого начала указывали на, мягко говоря, нестыковки в материалах дела, а обвинения в адрес задержанных фигурантов называли «приказом сверху быстрее все закончить».
Напомню: отсутствие результатов в расследовании убийства Павла Шеремета было одной из главных претензий Владимира Зеленского к Петру Порошенко во время минувшей избирательной кампании. Уже в статусе главы державы Зеленский потребовал от министра Авакова, одного из немногих, кто сохранил свой пост при смене президента, прогресса в данном направлении. Но после задержания Антоненко, Кузьменко и Дугарь публично под телекамеры предупредил: «Если следствие и суд докажут, что эти люди — убийцы, то они сядут в тюрьму. А если нет, то будут нести ответственность те, кто довел дело до суда и обвинил невиновных».
Вопрос — придется ли украинским правоохранителям собственными руками развалить собственные версии преступления и переориентироваться на «белорусские пленки»? — пока остается открытым.
_Киев_
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»