Комментарий · Общество

Хорда режет лес

Последний участок Северо-Восточной хорды строят через парк «Лосиный остров»

Дарья Козлова , корреспондент «Новой»
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
В четверг во время второго чтения столичного бюджета Мосгордума отклонила предложение депутата МГД Сергея Митрохина отменить финансирование строительства участка Северо-Восточной хорды, который должен связать Открытое и Ярославское шоссе через национальный парк «Лосиный остров». Строительство финальной части этой автомагистрали началось месяц назад. Как утверждают в мэрии, трасса не затронет территорию национального парка, а проект прошел все необходимые экспертизы. Тем временем участок, выделенный под дорогу, неожиданно перестал входить в состав национального парка в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а Министерство природы опровергло наличие согласования на строительные работы. Корреспондентка «Новой» вместе с депутатом Московской городской думы Сергеем Митрохиным и экспертом Московского городского общества защиты природы Антоном Хлыновым побывала на стройке последнего участка хорды и разобралась, что происходит с парком и проектом автомагистрали.

Таинственное исчезновение

Территория между платформой МЦК «Белокаменная» и лесом разделена строительной площадкой — глухой металлический забор тянется отсюда вплоть до Ярославского района. Если выйти из поезда, вместо деревьев и луга, в глаза бросаются кузова грузовиков, желтые ковши экскаваторов и песчаные насыпи. Отдаленно слышится гул тяжелой техники.
В середине ноября здесь начались работы по строительству финального участка Северо-Восточной хорды (СВХ), который должен связать Открытое и Ярославское шоссе. Людей на станции МЦК почти нет: в переходе изредка мелькают сотрудники транспортной службы и строители в зеленых жилетах и касках. Периодически сюда наведываются и экоактивисты с «общественными рейдами». Они уверены, что стройка незаконна и может причинить природе «Лосиного острова» существенный вред, если игнорировать экологические требования к строительству.
Сейчас значительная часть Северо-Восточной хорды, автомобильной трассы длиной в 35 километров, уже построена — движение запущено по шести из восьми участков хорды.
По заявлениям мэрии, запуск всей СВХ позволит сократить в Москве автомобильные заторы на 20–27% и разгрузит совокупно более 70 км дорог.
Согласовывать строительство одного из участков СВХ через территорию «Лосиного острова» московские власти начали в конце 2018 года. Через нацпарк должна пройти шестиполосная дорога длиной более трех километров.
Строительство Северо-Восточной хорды. Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
Победителем конкурса на проектировку участка хорды, затрагивающего «Лосиный остров», еще в 2016 году стал институт «Моспроект-3». Но кто именно будет строить дорогу от Ярославского шоссе до Лосиноостровской улицы, стало известно только в июне 2020 года (этим займется АО «Монолитное строительное управление-1»).
Вероятно, задержку между проектированием и строительными работами вызвал статус территории — земли «Лосиного острова» относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) федерального значения.
По российскому законодательству об ООПТ любая хозяйственная деятельность на них должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится объект (в данном случае это Министерство природных ресурсов). Однако для столичных властей неожиданно сложилась благоприятная ситуация. Согласно данным публичной кадастровой карты, участки, по которым пройдет автомагистраль, в августе перестали входить в состав национального парка «Лосиный остров».
Первыми обратили на это внимание экологи. «Гринпис России» даже попросил Генпрокуратуру привести сведения ЕГРН в соответствие с описанием границ, которые указаны в документах о создании парка, потому что никаких «решений государственных или судебных органов об исключении указанных участков из территории нацпарка не было».
Отрицали изменения территории нацпарка и в Минприроде. Тогда ведомство, правда, не стало объяснять, кто и как внес изменения в базу, отметив только, что «границы нацпарка не могут самостоятельно изменяться органом кадастрового учета».
— Участок «Лосиного острова» вырезали из базы ЕГРН как территорию национального парка, чтобы упростить строительство Северо-Восточной хорды. Камень преткновения — это согласования с Минприроды России. «Строители посчитали, что таким образом они могут этого не делать», — говорит эксперт российского отделения Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.
Ситуацией действительно быстро воспользовался заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Вскоре после начала строительства магистрали, Бочкарев заявил, что хорда не будет проходить по территории «Лосиного острова». В Департаменте строительства мэрии «Новой» подтвердили, что выбранное проектное решение не затрагивает территорию национального парка: Северо-Восточная хорда проходит в полосе отвода железной дороги и на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, предназначенных для размещения объектов транспортной инфраструктуры, за границей зоны с особыми условиями ООПТ федерального значения национального парка «Лосиный остров».
Паспорт объекта. Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
— Участок Северо-Восточной хорды от Ярославского направления Московской железной дороги до ул. Лосиноостровская располагается на земельных участках, принадлежащих городу Москве и ОАО «РЖД», что подтверждается выписками из Федерального реестра на земельные участки, на которых расположена зона строительства Северо-Восточной хорды, а также выпиской о границе зоны с особыми условиями ООПТ федерального значения национального парка «Лосиный остров».
Информация о статусе земельных участков в границах размещения Северо-Восточной хорды носит открытый характер и размещена на Публичной кадастровой карте, — обосновали слова Бочкарева в стройкомплексе столицы.
При этом еще в январе этого года в мэрии использовали другие формулировки и прямо заявляли, что существующие варианты прохождения СВХ затрагивают нацпарк.
Локация проекта за это время не менялась.
— Кто убрал данные из ЕГРН неизвестно, все интересы внезапно совпали. Просто взяли и виртуально, в ЕГРН, вырезали кусок «Лосиного острова», к тому же гораздо больший, чем нужен для СВХ. Вырезали всю полосу железной дороги, прилегающую полосу для строительства МЦД хорды и еще немного, — рассказывает эксперт Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов.
Скриншоты кадастровой карты «до» и «после» не единственное, чем можно оперировать в вопросе определения границ «Лосиного острова». Хлынов рассказывает, что территория парка была описана и установлена решениями о его создании в 1979, 1983, 1988 и 1992 гг. Граница также обозначена в действующем Положении о национальном парке «Лосиный остров».
Кроме того, на городскую часть национального парка имеется государственный акт на право постоянного бессрочного пользования землей, в котором границы национального парка четко отображены на плане с указанием посторонних пользователей в составе его территории и описаны в геодезических координатах в каждой поворотной точке его границы. Подтвердить реальную территорию «Лосиного острова» также можно с помощью кадастровых планов территории от 2018 года и материалов лесоустройства.
— Есть правоустанавливающие документы и правоудостоверяющие. Внесение в ЕГРН — это правоудостоверяющий [документ], поэтому исключение из базы не означает исключение из национального парка. Никаких решений уполномоченных органов власти не было. Да и по закону сейчас их быть не может (федеральное законодательство не позволяет исключать из границ национальных парков и заповедников какие-либо участки их территорий. — Ред.), — отмечает Михаил Крейндлин.
— Для московских властей исключение из ЕГРН — это формальное право выйти на стройку. Это обычная казуистика. При этом люди, которые проводили все эти манипуляции, сами создали проблемы, что называется, на ровном месте. Даже, если мы представим, что все изменения законны, здесь все равно находилась бы буферная зона нацпарка, где запрещается любое строительство, — утверждает Хлынов.

Дебри бюрократии

О том, что земля, пущенная под автомагистраль, также относится к зоне парка, раньше напоминали информационные стенды рядом с линией МЦК. Знаки показывали особо охраняемую территорию, а также запрещали посетителям разводить огонь и передвигаться на автомобилях и мотоциклах. Но в конце ноября (по предположению Хлынова где-то в двадцатых числах месяца) аншлаги снесли.
Сейчас действия горожан ограничивает металлический забор с колючей проволокой и несколько сотрудников полиции, снующих по узкому коридору для пешеходов между железной дорогой и стройкой. Две недели назад у штаба объекта дежурили автозаки.
— Они придумывают отговорки, но на самом деле все здесь — национальный парк, — сокрушается депутат Московской городской думы Сергей Митрохин. — Любые действия на его территории должны быть согласованы, должна быть сделана государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ничего этого нет. Они тупо нарушают все, что можно.
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин и Антон Хлынов. Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
Как рассказывает Хлынов, территория нацпарка может включать в себя разные земельные участки. В границах национального парка есть земли, которые полностью изъяты из гражданского оборота и являются федеральной собственностью, а есть и земли, занятые различного рода хозяйственными объектами, которые принадлежат иным лицам.
К ним относятся как раз и железная дорога, и улично-дорожная сеть внутри парка, и расположенные неподалеку от ведущейся стройки, но также в границах «Лосиного острова» Институт туберкулеза, больница МПС (РЖД), психоневрологический интернат, ряд учебных заведений и т.п. Хозяйственное использование таких объектов по их целевому назначению в границах парка не запрещено, но должно соответствовать специальным экологическим требованиям, учитывающим прилегающие непосредственно к ним охраняемые природные комплексы.
— Как было заявлено, СВХ в качестве магистральной дороги необходима для решения транспортных проблем города. По правилам, ее можно построить через национальный парк, правового запрета к реализации проекта в черте города Москвы нет, так как, согласно части 2 статьи 15 Федерального закона об ООПТ, на территориях национальных парков не запрещается строительство объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для обеспечения расположенных в пределах национальных парков населенных пунктов.
Но в таком случае должны были быть рассмотрены альтернативные варианты строительства, нужно было провести публичные обсуждения и раскрыть документацию, обосновать инженерные решения именно с природоохранной точки зрения, учитывая индивидуальные особенности тех частей национального парка, по которым и рядом с которыми пройдет дорога. Мы не видели нигде документацию. Она нигде не выставлялась, открытых обсуждений не было, — возмущается Хлынов.
Найти проект на сайте мэрии действительно нельзя, никаких документов об отрезке СВХ, проходящем через «Лосиный остров» там нет.
При этом проекты дорог обычно утверждаются постановлением правительства Москвы. В это же время в тендерной документации на постройку дороги идут отсылки к постановлениям, утверждающим проекты участков СВХ совсем в других местах. Журналистка «Новой» вместе с экологом Антоном Хлыновым и депутатом Мосгордумы Сергеем Митрохином хотели задать вопросы о проекте в штабе строительства, однако, по словам охраны, администрации на тот момент не было на месте. Вместо личной встречи Митрохину предложили узнать о проекте по телефону и дали контакт представителя службы безопасности. В ней в свою очередь были очень удивлены звонку и сообщили, что не имеют права разглашать подобную информацию.
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
— Проблема «Лосиного острова» заключена в чиновниках, которые постоянно нарушают природоохранное законодательство. В районе «Лосиного острова» сейчас проходят две незаконные стройки — это жилой комплекс «Сказочный лес» со стороны Ярославского шоссе и стройка по реновации со стороны метрогородка, в охранной зоне, где строительство в принципе запрещено. Точно такую же картину представляет Северо-Восточная хорда. Единственное, что сейчас можно сделать, — не допустить выделения денег на эту стройку на следующий год, — рассуждает Митрохин.
Противостоять финансированию депутат хочет с помощью внесения соответствующих поправок в проект бюджета столицы на 2021 год. На проблемы строительства СВХ депутат обратил внимание во время заседания 18 ноября (на нем бюджет принимали в первом чтении). В ответ на высказанные опасения в стройкомплексе заверили, что проект получил разрешение на начало строительства и положительное заключение экологической экспертизы.
— Это очень нужный участок связки Открытого шоссе и Ярославского, который является составной частью транспортного каркаса. На сегодняшний день было получено положительное заключение экспертизы, получено разрешение на строительство. Подготовительные работы все подведены. В рамках проектной документации предусмотрено существенное мероприятие по компенсационному озеленению. К тому же дорога проходит рядом с МЦК, практически параллельно кольцу, — заявил в ходе заседания МГД руководитель Департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов.
Позже, 9 декабря, в первый день второго чтения бюджета города Москвы, Сергей Митрохин еще раз попытался узнать, почему продолжается стройка магистрали. В стройкомплексе ему повторили, что полоса отвода железной дороги не является территорией нацпарка и его охранной зоной, следовательно нарушений нет.
— Автомобильная дорога спроектирована в наземном исполнении, исходя из оптимальных технических и экономических показателей. Соответствие проектных решений действующему законодательству, в том числе в области охраны окружающей среды, подтверждено положительным заключением Главгосэкспертизы в ноябре текущего года, — ответил депутату Мосгордумы первый замруководителя Департамента строительства города Москвы Роман Беззубик.
Вид на стройку с платформы МЦК. Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
В строительном департаменте «Новой» уточнили, что мероприятия по охране окружающей среды в составе проектной документации все же были рассмотрены государственной экспертизой. Положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» было получено 12 ноября этого года, найти его можно в Едином государственном реестре заключений (ЕГРЗ). Днем позже Министерством строительства Российской Федерации было выдано разрешение на строительство участка Северо-Восточной хорды от Ярославского направления Московской железной дороги до ул. Лосиноостровская.
На вопрос, когда и при каких обстоятельствах территория строительства хорды стала принадлежать Москве, а не нацпарку, Роман Беззубик отказался отвечать. О согласовании строительства с Министерством природы России в ответе Департамента строительства Москвы речь и не шла. При этом ранее в Минприроды рассказали «Коммерсанту», что город уже обращался в ведомство за разрешением и получил отрицательный ответ.
— За согласованием социально-экономической деятельности Москва обращалась в 2019 году, Минприроды России отказало в согласовании. Других обращений в министерство не поступало, — заявили в пресс-службе Минприроды.
По данным Хлынова, с министерством были согласованы только проектно-изыскательные работы.
Как отмечает эколог, это означает, что всеми своими действиями правительство Москвы признало, что прокладывает трассу через нацпарк.
В поправках к законопроекту бюджета города Москвы Сергей Митрохин предложил отменить финансирование проекта Северо-Восточной хорды и отложить строительство до разработки более экологичного проекта, который будет осуществлен в соответствии с законом. Деньги, заложенные на строительство дороги, Митрохин предложил выделить на восстановление больницы № 6 в Басманном районе.
За принятие поправки проголосовали 16 депутатов, среди них коллеги Митрохина по «Яблоку» Дарья Беседина, Евгений Бунимович и Максим Круглов, депутаты от КПРФ Евгений Ступин, Екатерина Енгалычева и др.
От голосования воздержался справедливоросс Александр Соловьев, а «против» не проголосовал никто. Поправку в бюджет все равно не приняли. Схожее предложение Митрохин озвучил и в другой поправке к законопроекту, только в ней средства, выделенные на строительство дороги, должны были пойти на борьбу с пандемией. Ее в проект бюджета также не приняли.

Бетонные джунгли «Лосиного острова»

Строительство Северо-Восточной хорды далеко не первый скандал в «Лосином острове». По утверждению The Village, в зоне парка последние несколько лет ведется незаконная стройка торгового центра группой компаний, связанной с сыном генпрокурора Артемом Чайкой. «Лосиный остров» также облюбовали ЖК — в охранной зоне парка сейчас незаконно строят комплекс «Сказочный лес», в лесу стоят четыре заброшенных дома комплекса «Гольяново-парк». А в 2019 году на территории «Лосиного острова» хотели проложить дублер Щелковского шоссе.
Чтобы реализовать задуманное, из зоны нацпарка собирались вывести примерно 140 тысяч гектаров земли.
Идея была предложена на тот момент премьер-министром Дмитрием Медведевым, при этом власти обещали в качестве компенсации расширить территорию парка за счет земель Минобороны и Подмосковья. Дело обернулось серьезным общественным резонансом: москвичи запустили петицию на площадке «Российской общественной инициативы» против строительства дороги и вырубки парка. На момент событий ее подписали более 1,5 тыс. человек. На Change.org аналогичную петицию поддержали почти 140 тыс. человек.
В результате осенью прошлого года было решено отложить разработку проекта до середины 2021 года. Вероятно, дублер Щелковского шоссе пройдет через Балашиху. Земли, которые собирались отдать под трассу должны были остаться у «Лосиного острова», однако, по словам активистов, именно на них сейчас строится кусок хорды.
Как указывает Крейндлин, от урбанизации леса страдает как и флора, так и фауна нацпарка. К тому же «Лосиный остров» и так страдает из-за того, что находится в кольце. С ним граничит такой серьезный мегаполис, как Москва, а также граничат прилегающие города и населенные пункты области.
— Даже воздействие по краям сокращает площадь возможного обитания животных, тех же лосей. Тем временем любое строительство в зоне парка косвенно влияет на экосистему. Чем больше построить, тем больше людей будет этим пользоваться, а это уже увеличение рекреационной нагрузки и краевых эффектов. К этому также можно добавить загрязнение воздуха, мусор и т.д., — говорит Крейндлин.
«Ущерб будет и от хорды», — утверждает эколог Greenpeace. Даже несмотря на то, что стройка не ведется в лесу, автомагистраль все еще затрагивает зону с растительностью, а значит происходит влияние на почву. Единственное преимущество текущего варианта СВХ, что она идет вдоль существующей железной дороги, а не строится на новой территории. В любом случае строительство СВХ приведет к увеличению не природной составляющей. К тому же автомобильная магистраль оказывает куда более сильное влияние на окружающую среду, чем железная дорога, в силу более интенсивного движения.
Тем не менее участок хорды все равно можно было бы сделать более экологичным, к примеру, поместить эту часть дороги в тоннель. Как говорит Крейндлин, этот вариант не предусматривает разрушение наземных экосистем. С ним согласны Хлынов и Митрохин, — оба шутят, что не «экстремисты», чтобы выступать против строительства практически готовой хорды.
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
— Мэр Москвы Сергей Собянин и Минприроды России могли бы сделать этот проект знаковым не только в экологическом, но и в политическом плане. Они могли бы продемонстрировать в расположенном в сердце России «Лосином острове» волю к диалогу с обществом, прибегнув к образцовым природосберегающим решениям, пусть и более затратным. Например, уложив данный участок трассы в тоннель глубокого или неглубокого заложения (хотя бы частично) или предусмотрев иные уникальные инженерные решения. При этом строители проявили бы уважение к природе, жителям мегаполиса и, что немаловажно, к законам нашей страны. У Москвы есть подходящий опыт строительства и достаточные средства.
Такой вариант строительства участка Северо-Восточной хорды рассматривали на предварительной стадии проектирования, однако, по заверениям Депстроя, он был отклонен из-за необоснованного удорожания и сложных геологических условий.
— Проектная документация на участок Северо-Восточной хорды от Ярославского направления Московской железной дороги до ул. Лосиноостровская, получившая положительное заключение государственной экспертизы, соответствует действующему законодательству, в том числе в области охраны окружающей среды и является оптимальной с точки зрения затрат как на строительство объекта, так и на период эксплуатации, — говорят в Департаменте строительства.
Однако текущие работы вызывают много вопросов. Более того, строительство СВХ через «Лосиный остров» создает прецедент для будущих проектов.
— Проблема не только в «Лосином острове». Получается, что, просто манипулируя сведениями ЕГРН о границах территорий, так можно поступить с чем угодно. С водоохранными зонами, если кому-то они будут мешать, с зонами охраны линии электропередач, с санитарно-защитными зонами тех же дорог. Главное только захотеть, — говорит Хлынов.
Эколог отдельно отмечает, что вся ситуация с границами национального парка происходит на фоне реализации поручения президента о внесении в кадастр сведений о местоположении границ всех федеральных ООПТ до 2022 года. Ответственными за выполнение данного поручения являются как раз Минприроды России и Росреестр.
— Думаю, что контрольным органам стоило бы обратить особое внимание на качество работы этих ведомств по выполнению данного поручения, а то как бы вместо достижения благой цели (внесения в реестр достоверных сведений о границах наших национальных парков и заповедников) мы не получили бы в итоге дополнительные экологические и правовые проблемы с ними, — подводит итог Хлынов.