Сюжеты · Общество

Не наше дело

Препараты от ковида исчезли месяц назад, но чиновники уверены, что это проблема не их, а владельцев аптек

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Фото: Наиль Фаттахов / ТАСС
Судя по многочисленным жалобам горожан на горячую линию по коронавирусу и в единую справочную службу о наличии лекарств в северной столице, самые часто назначаемые препараты от ковида — фавипиравир, таваник, левофлоксацин, метипред, азитромицин и др. — с прилавков петербургских аптек исчезли около месяца назад. Перебои в поставках как дорогих антибиотиков, так и дешевых жаропонижающих подтверждают фармацевты крупных городских аптечных сетей — «Озерки», «Здоровье», «Невис», «Первая помощь», «Петербургские аптеки», «Фармакор».
Петербуржцам, по их словам, с начала октября в будние дни от получаса до часа приходится дозваниваться в аптечную справку, чтобы узнать, в какой из городских аптек на текущий день есть тот или иной препарат.
Утром 16 ноября я провела 40 минут ожидания в телефонной очереди. При этом ни в одной аптеке города не оказалось ни фавипиравира, ни таваника, ни метипреда. Только в двух осталось по несколько упаковок азитромицина и левофлоксацина, но
провизоры порекомендовали мне забронировать дефицитные лекарства, прежде чем сорваться за ними.
В противном случае вероятность успеть добраться в аптеку и купить необходимые средства крайне мала.
По наблюдениям фармацевтов, сегодня пациентам с легкой формой течения коронавируса врачи чаще всего выписывают антибиотики с действующим веществом азитромицин. Тем, кто перешел в стадию средней тяжести, но все еще лечится амбулаторно, — левофлоксацин. Именно их покупатели расхватывают в первые два-три часа после поступления в аптеки.
«Я заболела в конце октября, — рассказала «Новой» пожилая петербурженка Людмила Воронцова. — 4 ноября компьютерная томография выявила у меня более 30% поражения легких. Врач назначил мне левофлоксацин — 750 мг один раз в день в течение десяти дней. То есть всего две пачки, но даже одну в аптеках Петербурга муж найти не смог. После обзвона справочных выяснилось, что ближайшее место, где можно купить лекарство, — Москва. В итоге сын купил билет на самолет и полетел за антибиотиком для меня в столицу».
Как сообщил «Новой» глава Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, проблема с отсутствием в продаже лекарств от коронавируса касается не только Петербурга и Ленобласти, она имеет федеральный масштаб.
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
По его словам, помимо возросшей потребности населения в этих препаратах, их острая нехватка в российских аптеках связана с тем, что все антибиотики и противовирусные препараты уходят в первую очередь в лечебные учреждения, а лишь затем остатки поступают в розничную продажу.
«Их недостаточно, эти поставки не покрывают реальную потребность пациентов в медикаментах, — говорит Дмитриев. — К тому же, кроме тех, кто реально болеет и нуждается в лекарствах, в России есть еще значительная доля встревоженных людей, закупающих лекарственные препараты впрок».
В петербургском комитете по здравоохранению «Новой» объяснили, что все аптеки розничной продажи лекарств — негосударственные, поэтому ведомство не несет ответственности за наличие там товара и его цену: «Только четыре коронавирусных препарата входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, обязательных к наличию в аптеках всех форм собственности, — прокомментировала пресс-секретарь комитета Ольга Рябинина. — Список препаратов утвержден постановлением правительства РФ. Отсутствие таких лекарств чревато штрафами. Контроль за обеспечением минимального ассортимента осуществляет Росздравнадзор».