29 июля президент Белоруссии Александр Лукашенко провел экстренное заседание Совета безопасности и выслушал доклад председателя КГБ генерал-лейтенанта Валерия Вакульчика о том, что «сегодня, примерно в 5.30 утра, возле города Минска было задержано 32 гражданина Российской Федерации, члена военизированной организации — «Частной военной компании Вагнера».
— Это абсолютно точно установлено, что это «Компания Вагнера»? — уточнил Александр Лукашенко.
— Да, — подтвердил генерал КГБ.
МИД России оперативно включился в вызволение арестованных россиян, но в официальных заявлениях внешнеполитического ведомства название «ЧВК Вагнера» не упоминалось. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и вовсе выразил недоумение:
— Что такое «ЧВК Вагнера»? В России юридически, де-юре, такого понятия, как ЧВК, нет. Что такое ЧВК? Есть частные охранные предприятия, ЧОПы, частные фирмы охранные. А такого понятия, как ЧВК, в российском законодательстве нет, — заявил Песков (цитата по РИА «Новости»).
Формально Песков прав. В России нет частных военных компаний. А название «ЧВК Вагнера» уже несколько лет как стало нарицательным.
И этим названием принято обозначать всех россиян с оружием, замеченных в разных концах планеты.
Фото: Reuters
Дело в том, что в России как не было, так и нет закона, регулирующего деятельность частных военных компаний. Хотя проекты такого закона вносились уже трижды.
Первый законопроект под названием «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» был внесен еще 24 апреля 2012 года депутатом Алексеем Митрофановым.
В пояснительной записке было написано, что «в 2011–2012 годах произошло резкое увеличение участия частных военных компаний (США, Великобритания, Израиль, ЮАР, Бельгия и т.д.) в иностранных государствах, при этом функции частных военных компаний расширились за счет выполнения ими охранных функций военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств. Прогнозируется, что ежегодный объем услуг, предоставляемых частными военными и охранными компаниями, с 200 миллиардов долларов США в 2010 году возрастет до 350 миллиардов долларов США в 2012 году».
Уже тогда было известно, что тысячи россиян заключили контракты с западными ЧВК или аналогичными компаниями, зарегистрированными нашими соотечественниками за рубежом, и охраняют объекты российских компаний (таких как «Роснефть», «Росатом» или «Газпром»), например, в Африке. Или сопровождают российские суда в пиратоопасных районах мирового океана. Но, поскольку своих ЧВК в России нет, российские компании вынужденно заключали контракты с западными ЧВК, которые, в свою очередь, уже нанимали на работу россиян.
Россия теряла и продолжает терять огромные деньги.
Но проект Митрофанова не прошел даже профильный комитет — и через месяц, 25 мая 2012-го, был отклонен.
Вторая попытка принять закон о ЧВК была предпринята в 2014 году, когда 22 октября депутаты Дмитрий Горовцов, Олег Шеин и Геннадий Носовко внесли в Госдуму проект закона «О частных военно-охранных компаниях».
Этой законодательной инициативе предшествовали события в Сирии, вызвавшие огромный резонанс во всем мире.
В октябре 2013 года из России в Сирию прилетели 267 россиян, бойцов ЧВК «Славянский корпус», зарегистрированной в Гонконге под названием Slavonic Corps Limited. Юридически гонконгская, а фактически российская компания рекрутировала добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти».
Но, добравшись до Сирии, люди узнали, что прежде чем начать охранять, эти объекты предстояло отбить у боевиков.
17 октября 2013 года в сирийской провинции Хомс россияне попали в засаду, но смогли вырваться из окружения без потерь. Потерялся только планшет одного из бойцов с его личными документами, и боевики раструбили на весь мир: в Сирии воюют русские.
Бойцов «Славянского корпуса» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Но вскоре освободили. Всех, кроме руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова, в отношении которых были возбуждены уголовные дела и оба были приговорены к реальным сроками по статье 359 УК («Наемничество»).
Фото: Reuters
Позже, когда фигуранты первого в России уголовного дела по этой статье уже отсидели и вышли на свободу, я поговорил с Евгением Сидоровым. Отставной офицер-десантник зла не помнил, сказал, что раз его посадили, значит, «так надо было в интересах Родины».
После этой истории и появился второй законопроект о ЧВК. Но и он был отклонен.
Первые два проекта были отвергнуты, потому что против них выступили лоббисты Минобороны. Дело в том, что эти проекты предполагали, что функции лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК будут отданы ФСБ, которая должна регистрировать ЧВК и отслеживать их работу. Проекты предусматривали, что заведут единый реестр лицензий, выданных ЧВК, и будут получать подробные сведения об их деятельности.
Проекты не понравились не только военному ведомству, но и администрации президента и правительству. Много кому не понравилась возможность очередного усиления и без того всесильной ФСБ, к которой под контроль попадет еще и частная армия.
В третьем законопроекте о ЧВК, работа над которой вышла на финишную прямую в январе 2018 года, ключевая роль отводилась уже военному ведомству.
15 января министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции заявил о необходимости создания закона, защищающего наших граждан, действующих в составе частных военных компаний.
Спустя два дня, 17 января, первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов пообещал, что закон о ЧВК будет внесен на рассмотрение депутатов в течение месяца.
Глава Комитета по обороне Совета Федерации, экс-главком Военно-космических сил Виктор Бондарев, даже успел заявить РИА «Новости», что, если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны, потому что только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.
Тут надо напомнить, что к январю 2018 года Россия уже третий год участвовала в сирийской военной кампании. И ни для кого не было секретом, что с боевиками в Сирии воюют не только подразделения Сил спецопераций и летчики ВКС России, но и россияне, формально не имеющие никакого отношения к Министерству обороны и которых и в России, и в мире начали называть бойцами «ЧВК Вагнера».
Скрывать этот факт стало уже невозможно. Потому что уже пошли потери: появились убитые, раненые, захваченные в плен.
Погибших ЧВКшников доставляли в Россию в цинковых гробах, раненых лечили в военных госпиталях. Уже были россияне, награжденные госнаградами, а руководители «фантомной» «ЧВК Вагнера» даже пригласили на торжественный прием, посвященный чествованию Героев России в Георгиевском зале Кремля 9 декабря 2016 года. На лацканах пиджаков Дмитрия Уткина и его зама Андрея Трошева были замечены звезды Героев России.
23 января 2018 года стало известно, что проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. А уже во второй половине февраля 2018 года закон будет внесен в Госдуму.
Но по прошествии двух с половиной лет закона о ЧВК до сих пор нет.
После ареста в Минске россиян, которых КГБ Белоруссии идентифицировало как бойцов «ЧВК Вагнера», я связался с одним из разработчиков законопроекта — зампредом Госдумы по госстроительству и законодательству Михаилом Емельяновым.
Емельянов с грустью констатировал:
— Закон похоронен. Его никто не обсуждает. Если он когда-нибудь и будет внесен на рассмотрение Госдумы, его внесут не депутаты, а другие субъекты законодательной инициативы.
А эксперт в сфере регулирования деятельности ЧВК объяснил, почему в 2018 году законопроект в очередной раз завернули (мой собеседник попросил не называть его имени):
— Не будет никакого закона о ЧВК.
Потому что чрезвычайно удобно использовать ЧВКшников по принципу «ихтамнет».
Кто это, мы не знаем. Почему поехали, мы не знаем. И вообще, это просто частный бизнес, а частных военных компаний у нас нет.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»