Андрей Ионин , кандидат технических наук, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
Илон Маск. Фото: Reuters
карточка эксперта<br>
Андрей Ионин — кандидат технических наук, Главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», член Совета по внешней и оборонной политике, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, с 2012 по 2017 год главный аналитик НП «ГЛОНАСС».
Илон Маск впервые вошел в пятерку богатейших людей планеты. К 23 июля Tesla опубликовала квартальные показатели. Всего лишь четвертый квартал подряд за всю свою историю компания получает чистую прибыль. Но все мировые СМИ наперебой комментируют феноменальные показатели роста: за год акции Tesla выросли в семь раз с 240 до 1650 долларов! За один только день 20 июля стоимость компании выросла почти на 10%.
В финансовых медиа Запада это первополосная новость: состояние Маска, скромно посчитавшего свои акции переоцененными, превысило 74 миллиарда долларов.
Сегодня его компания стоит дороже Ford, Ferrari, General Motors и BMW, вместе взятых. При этом Tesla выпускает в 70 раз меньше автомобилей, чем эти гранды.
С 18 марта, когда США и весь мир присели на карантин и мировая экономика вошла в глобальный экономический кризис (так, по крайней мере, считает большинство экономистов), Tesla и показала основной рост капитализации — с 360 до 1650 долларов — в 4,6 раза за 4 месяца. Это, конечно, совпало с мерами поддержки экономики в США и ЕС на триллионы долларов. Они тут же отозвались ростом акций на рынке. Но ведь другие компании такой прыти не показывают. В комментариях отдельных аналитиков, пытающихся разгадать феномен Tesla, появились истерические интонации.
У Tesla теперь есть возможность попасть в индекс S&P 500 и на отслеживание множества мировых финансовых фондов самых разных профилей. И с этим не поспоришь. Важнейшая причина роста — жадность, эффект толпы, бросающейся на все, что растет. При этом «профессионалы рынка» искренне верят, что сумеют выскочить с прибылью, а непрофессионалы наивно надеются, что рост будет постоянным. Но такова наша природа, разум тут бессилен — в истории примеров множество.
На рубеже семнадцатого века Голландия пережила тюльпанную лихорадку, а новая Россия на рубеже двадцать первого попробовала на зуб МММ.
Множество инвесторов верят, что у Tesla блестящие перспективы автопроизводителя — она впереди всего мира в беспилотных авто и уже скоро выпустит массовые беспилотные легковые и грузовые автомобили. Став первой, компания нарастит рыночную долю на этом триллионном рынке. И поэтому следует ждать кратного роста до 2030 года.
Это, на мой взгляд, самообман. И Tesla не лидер в беспилотных технологиях, и перспективы появления на дорогах не тестовых, а массовых беспилотников преувеличены. Миру предстоит решить еще массу вопросов, не связанных непосредственно с производством таких автомобилей. Они неподвластны ни Tesla, ни всему мировому автопрому.
Партия Tesla Model 3 выехала с завода. Фото: Reuters
К этим соображениям я бы добавил другие, не менее важные. На рынке массового инвестирования во время кризиса и пандемии отсутствуют другие столь же очевидные идеи. А Маск полон оптимизма, танцует на открытии нового завода в Китае и ругается с администрацией, запретившей открыть завод в Калифорнии. Он шутит в Twitter и запускает с Трампом пилотируемые корабли.
Он все время на слуху, почти стал членом семьи. В кого же еще инвестировать?
Вера в электромобили — мировой хайп, даже в так называемых углеводородных сверхдержавах. Tesla мировой лидер лишь потому, что Илон Маск мировой визионер и революционер рынка. На мой взгляд, перспективы массового перехода на электромобили тоже преувеличены. За это говорит школьная физика: для быстрой, за минуты, зарядки аккумуляторов даже легковых машин нужны установки невероятной мощности, под мегаватт.Непонятно за чей счет и как быстро предстоит перестроить энергосистемы десятков мировых мегаполисов и десятков тысяч городов поменьше.
Допускаю, что есть небольшая доля и сознательных инвесторов, которые покупают акции Tesla именно потому, что она представлена в мировых медиа фронтменом «зеленой экономики». Вынужден и тут разочаровать многих читателей: электромобили не такие уж экологичные, если исследовать их не в местах, где они ездят, а интегрально оценивать полный жизненный цикл и все риски эксплуатации. Похожая ситуация, например, давно сложилась с атомными электростанциями.
Откуда же такие темпы инвестирования? Я придерживаюсь понятной мне, человеческой версии, помимо объясняющего все материального интереса. Люди, кроме всего прочего, верят в то, что делает этот человек и компания, и готовы поддержать их долларом, евро, юанем или рублем.
Инвестируя в Tesla, осознанно или нет, они голосуют за Маска и его технологические инициативы. Они устали верить лживым политикам, алчным финансистам, семействам Кардашьян или Бузовых. Людям не нравится, как насилуют их волю. Им уже мало просто потреблять еду и вещи, контент и впечатления. Люди — инвесторы лишь отчасти. Они хотят большего, ибо созданы для большего.
Илон Маск выступает на видеоконференции перед инвесторами. Фото: Reuters
Большинству нужны герои. Но самой продвинутой и не самой бедной к тому же части современного общества нужны творцы. Героями для них становятся те, кто трансформирует жизнь вокруг, строит будущее и ведет туда остальных.
И Маск гениально это желание миллионов, а может, и сотен миллионов людей угадал.
Нежелание человечества просто наслаждаться и потреблять, извечный интерес к созданию нового определяют рыночные успехи Tesla и Спейс Х, толкают их акции вверх. Новые, непохожие на прежние, автомобили. Новые, непохожие на прежние, ракеты, межпланетные космические корабли для полетов на Марс.
Рассуждая в такой логике даже трудно представить, сколько будет стоить компания SpaceX, когда Маск выведет ее на IPO. Конечно, сыграют роль лидерские позиции Falcon 9 на рынке запусков и блестящие перспективы системы космического интернета Starlink. Но главным фактором будет Марс, этот новый путь для всех, инвестиция в будущее.
Илон Маск — апостол нового пути. Люди вкладывают деньги в его имя, чувствуя в нем вестника перемен. Мир, в котором они живут сейчас, их более не устраивает.
Это фундаментальная причина и романтическая гипотеза.
Я верю.
Прототип марсианской ракеты Илона Маска и компании SpaceX. Фото: Reuters
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»