У Печерского районного суда Киева, где в третий раз, как в сказке, собрались, чтобы избрать меру пресечения Петру Порошенко, шумел многолюдный митинг «Нет политическим репрессиям!» Перечеркнутые буквы «Зе!» и рукописные, порой очень красноречивые пожелания президенту Зеленскому подтверждали: акция не носит локальный характер. Это старт кампании по выборам в местные органы власти, которые должны состояться в октябре.
Сторонники Порошенко на митинге. Фото: EPA
Прокуратура вначале планировала просить суд об аресте Порошенко. Но во время предыдущего заседания изменила ходатайство на личное обязательство, причем сроком до 10 июля. Личное обязательство предполагает ограничения в передвижениях гражданина по стране, а визиты к следователю по требованию делает регулярными.
Напомню: Государственное бюро расследований Украины подозревает экс-президента в давлении на главу Службы внешней разведки Украины и, как следствие, в незаконном назначении на должность зама руководителя Службы не самого достойного человека.
Как стало известно, минувшей ночью срок расследования уголовного дела неожиданно продлили до октября. Ночные бдения Печерского суда, когда оппозиционеров предпочитали закрывать по-тихому, практиковали еще при Януковиче, Майдан традицию поломал…
Теперь у Порошенко и его окружения появились аргументы, чтобы заявить о грязных и старых методах борьбы Офиса президента с конкурентами и повысить градус протеста.
Значительная часть людей на митинге были в масках: карантин никто не отменял. О дистанции же говорить не имело смысла. Стояли плотно, плечом к плечу, скандируя «Порошенко — криголам!» («Криголам» по-украински значит «ледокол»— Ред.), «Порох есть — дадим огня!»
Движение на одной из центральных улиц, Владимирской, снова перекрыли. Полиция просила пропускать хотя бы троллейбусы и никак не вмешивалась в происходящее, чтобы не нарваться на обвинения — ситуация фантастическая для современной России…
Государство представляла, пожалуй, только палатка с красным крестом, где всем желающим измеряли температуру, давление и поили бесплатно водой: день выдался жаркий во всех смыслах.
Качественный состав участников акции — что на ступенях суда, заменявших сцену, что на улице — претерпел изменения в сравнении с прошлым политическим сезоном. Советники Порошенко учли: ничто так не раздражает избирателя, как ближайшее, не чуждое коррупции окружение бывшего главы государства. Теперь на разогреве выступали молодые активисты в черных майках с лого «Я за Порошенко!», вполне КВН-овского остроумия, да и в первых рядах митингующих, которые обычно попадают в объективы телекамер, преобладала молодежь.
«Порохобратья и порохосестры!» — чуть смущаясь непривычной стилистики, обратилась к ним супруга экс-президента Марина.
Порошенко с женой Мариной. Фото: EPA
До десятка автобусов с номерами разных регионов Украины поджидали своих пассажиров в холодке неподалеку. Возможно, ячейки партии «Европейская солидарность» помогли с поездкой в столицу всем желающим поддержать Петра Алексеевича в трудный час.
Хотя речь похудевшего и посвежевшего Петра Алексеевича свидетельствовала о том, что он не занимает оборону, а переходит в наступление:
— Решительное «Нет!» власти неопытных, мстительных, мелких и ничтожных, которая устроила зеленую волну российской «пятой колонне» внутри Украины! Власти, которая борется не с Россией — агрессором на нашей земле, — а с волонтерами, добровольцами, с боевыми генералами! Власть парализована, не способна ничего хорошего сделать для страны, потому занята тем, чтобы засадить украинскую оппозицию за решетку. Напомню, в 2013-м один такой уже был. Мы очень хорошо помним, как он закончил. Билет на Ростов готов! (Смех, овация, над толпой поднимают плакат «Зе = Зек!»).
— Мы не собираемся выполнять преступные приказы преступной власти, — заключил экс-президент. — Могу заверить, что кто-кто, а Порошенко не сдастся без боя!
В зал суда митинговый гул доносился даже сквозь закрытые окна. Там опрашивали понятых, которые вспоминали, как именно и при каких обстоятельствах Порошенко и его адвокатам пытались месяц назад вручить так называемое уведомлении о подозрении в совершении преступления. Понятые путались, прокуроры оправдывались, защита торжествовала. Согласно закону, документы такого рода народному депутату, а Петр Порошенко сейчас — лидер парламентской фракции «Европейская солидарность», должен вручать лично генеральный прокурор. Попутно оказалось, что отсутствует техническая видеозапись процедуры, да и сам документ оказался не оригиналом, а ксерокопией.
— …Ваша честь, мы имеем дело с преступлением, фальсификацией уголовного дела! Подозрение не вручено, значит, мера пресечения незаконна — отзывайте ее. А за фальсификацию будет ответственность. Делайте им явку с повинной, — давал советы Петр Алексеевич председательствующему судье. И вбил последний «гвоздь»: один из следователей Госбюро расследований только что закрыл два других дела, где фигурировал Порошенко, заявив — на него оказывалось давление. Этого человека надо, мол, немедленно вызвать в судебное заседание для дачи ценных показаний.
— Какие вы получаете указания от Кремля и Януковича — все выясним, слышите?! — пообещал Порошенко.
Сторона обвинения сидела, как школьники перед директором.
Суд взял перерыв, после которого огласил решение: ходатайство об избрании меры пресечения пятому президенту Украины оставить без рассмотрения. Прокуроры фактически отказались от своего требования: было оперативно подписано постановление о завершении досудебного расследования.
На выходе лидера оппозиции встречали скандированием и зажженными, несмотря на солнечный день, файерами, — фирменным знаком мероприятий националистов. В группе поддержки экс-президента наблюдатели заметили представителей непарламентской ныне партии «Свобода», сориентировавшихся, с кем быть.
— Первая, маленькая, но очень важная наша с вами победа над никчемным документом прокуратуры, который писали в Офисе президента! Мы не просто победили — они начали нас бояться! Как исключение, мы приняли решение сегодня на Банковую (улица, где находится Офис президента Украины, — Ред.) не идти. Мы все сделали здесь, — заключил герой дня.
Образ молодого диджея Порошенко, думаю, получит развитие во время осенней кампании выборов в местные советы.