Сюжеты · Политика

«Я — ваш приговор»

Станет ли реальностью предвыборная реплика Зеленского, брошенная в адрес Порошенко в пылу страстей?

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Фото: ЕРА
Передаю этот текст, когда заседание Печерского районного суда Киева, где должны были избрать меру пресечения Петру Порошенко, завершилось… перерывом до 1 июля без какого-либо решения. Сторонники экс-президента празднуют промежуточную победу, формируют колонну: идут на улицу Банковую, к Зеленскому, скандировать: «Нет политическим репрессиям!» Похоже, «кричалка» станет самой цензурной из возможных…
Говорить о независимой и реформированной судебной системе в Украине по-прежнему не приходится. То, что Зеленский хотел бы если не «закрыть» Порошенко, то, по крайней мере, максимально болезненно и публично унизить — в отместку за унижения и обиды, нанесенные ему пятым президентом Украины, — очевидно.
Сильнее жаждет мести только Портнов, бывший глава администрации Януковича: собирает «кейсы преступлений Майдана», бомбардирует соответствующими заявлениями Офис генпрокурора. Портнов уже назвал самого Зеленского последователем предшественника: мол, предал, обманул большую часть своих избирателей, особенно из восточных областей. Но в отношении Порошенко их желания совпадают.

В чем подозревают Петра Порошенко

16 июня, на 85-м году жизни, скоропостижно скончался отец Петра Алексеевича: инсульт. Судебное заседание по одному из 27 (!) уголовных производств, возбужденных против экс-президента, накануне назначили на 18 июня. И не перенесли сразу после печального известия. Семье Порошенко пришлось отложить похороны на день. В Печерский суд Киева Петр Алексеевич дал слово прийти, хотя допросы в Госбюро расследований игнорировал.
В полдень, 18 июня, когда в центре Киева на отрезке улицы Владимирской многочисленные сторонники Порошенко в знак протеста заблокировали движение, стало известно: генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова просит отложить заседание, которое вот-вот должно начаться, именно по скорбной причине.
Адвокат подозреваемого Илья Новиков возмутился: есть ли предел цинизму?
«…Вранье и спекуляция на смерти. С адвокатами никто не связывался… Порошенко явится сегодня в суд. Лицемерная забота генпрокурора о чувствах семьи никому не нужна», — написал он в фейсбуке.
Петру Порошенко, ныне главе парламентской фракции «Европейской солидарности», ставят в вину назначение в 2018 году им, президентом Украины, некоего Сергея Семочко первым заместителем главы Службы внешней разведки. Сторона обвинения уточнила: намерена ходатайствовать о взятии подозреваемого под стражу.
Не исключался и вариант залога как альтернатива СИЗО — 10 миллионов гривен (около 374 тысяч долларов по курсу.) По вменяемой статье подозреваемый, если вину докажут, может получить от 7 до 10 лет заключения. Статья 426-1 УК Украины «Превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий», часть 4-я («совершенное в особый период») диктует именно такую санкцию.
История, что довела Порошенко до суда, действительно скандальна. Одна из массы историй, что последовательно уничтожали не столько даже рейтинг пятого президента, сколько надежды на перемены, рожденные Революцией достоинства.
Петр Порошенко машет своим сторонникам накануне судебного слушания в Печерском районном суде в Киеве. Украина, 18 июня 2020 года. Фото: ЕРА
Журналисты-расследователи давно раскопали: многочисленная родня украинского топ-разведчика Семочко — граждане РФ, есть и семейный бизнес в аннексированном Крыму. Но генерал — долларовый миллионер с особняками, элитными авто и прочими атрибутами беспорочной службы в разведке — продолжал двигаться по карьерной лестнице и вел себя напористо, будто имел «охранную грамоту» лично от Петра Алексеевича. В 2017–2018-м возглавлял управление СБУ по Киеву и Киевской области, а сразу после Майдана два года руководил экономическим управлением Службы контрразведки, курировал борьбу с контрабандой.
Украинские медиа в тот период не раз писали о коррупционных схемах, где Семочко якобы отводилась ключевая роль. Главнокомандующий не обращал внимания на «очернителей». Сейчас сторона обвинения утверждает: «Порошенко путем преступного приказа склонил должностное лицо, председателя Службы внешней разведки, к превышению им власти и служебных полномочий».
То есть назначение состоялось без соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны.
Подозреваемым по «делу Порошенко» проходит и экс-глава СВР Егор Божок. Он, кстати, сейчас трудится заместителем министра иностранных дел. Подозрение (так называется документ, который вручают фигуранту) Божок получил, но на должности в МИДе остался. Суд счел позицию следствия неаргументированной, а высокопоставленный чиновник заявил, что не имел полномочий оспаривать или ставить под сомнение указ президента. Наблюдатели не исключают, что Егор Божок может превратиться в главного свидетеля со стороны обвинения.
Еще интереснее сложилась судьба генерала Семочко. Он не сидит, то есть не сидит сложа руки, а ходит по судам: отстаивает свое доброе имя, пытается вернуться в разведку…

Запах выборов

Известные украинские адвокаты, такие как Виктор Чевгуз, говорят о заказном характере кампании против Петра Порошенко.
«…Все мы помним обещания президента Украины Владимира Зеленского о "весенних посадках". Прошла весна, а посадок нет. Растет один бурьян.
В качестве "посадочного материала" был выбран пятый президент Украины Петр Порошенко. Бывший генпрокурор Руслан Рябошапка отказался подписывать уведомление о подозрении, определив его как бездоказательное. Его тут же уволили. Рябошапку срочно заменили на Ирину Венедиктову, которая и пытается выполнить обещание президента Зеленского о "посадках"», — утверждает Чевгуз в видеоролике, специально записанном накануне суда.
Даже одиозный Портнов высказал сомнения в результативности процесса: «…Из всех уголовных грехов Порошенко власть выбрала для его первого официального подозрения самое никчемное и труднообъяснимое для общества… Профанация и пиар!» — поделился он раздражением со своей фейсбук-аудиторией.
Сторонники пятого президента объявили судебный процесс расправой над лидером демократической оппозиции и гарантировали Зеленскому осуждение со стороны Запада. Реакция посольства США в Украине уже есть. Заявление выдержано в осторожно-дипломатической тональности: «В условиях демократии все граждане имеют право на равное справедливое отношение к себе в соответствии с законом. Система правосудия не должна использоваться для сведения политических счетов».
Стихийный митинг сторонников Петра Порошенко накануне слушания в Печерском районном суде в Киеве. Украина, 18 июня 2020 года. Фото: ЕРА
Зато важен контекст, в который помещен суд над Порошенко.
Напряжение, разлитое в воздухе, как перед грозой, выплескивается чуть ли не каждый день акциями по разным поводам: под Офисом президента, под судами. Драки, когда представители противоборствующих лагерей догоняют друг друга даже в метро, неадекватная жесткость полицейских…
Еще несколько лет назад что-то подобное власть называла попытками «раскачать страну» и объявляла участников протестов провокаторами.
Мол, с их сознательной либо бессознательной помощью силы реванша пытаются представить войну и российскую агрессию на Донбассе как внутренний гражданский конфликт. Сейчас «качели» взлетели на опасную высоту, но к похожей риторике Зеленский не прибегает.
…Митинг прямо на ступенях Печерского суда, превращенных в трибуну, имел достойную драматургию. Руководила мероприятием народный депутат «Евросолидарности», актриса София Федына. Она и гимн запевала, и читала молитву, и посылала проклятия в адрес Зе–власти, и дублировала часть своего выступления на английский, видимо, для зарубежных СМИ. Медийный аншлаг был налицо.
Овацией встретили супругу Петра Порошенко в черной траурной повязке на волосах и в черной футболке с портретом мужа. «Сегодня происходит настоящий террор!» — заключила Марина Порошенко. Полиция стояла на почтительном удалении. Напоминания в такой ситуации о необходимости соблюдать масочный режим выглядели бессмысленно.
Кульминация — выступление самого Петра Алексеевича, который прошел сквозь толпу под возгласы поддержки. Прекрасный, опытный, эмоциональный оратор, он не выглядел смятенным, а речь построил так, будто выборы главы государства должны состояться вот-вот, и впереди не заседание суда по избранию ему меры пресечения, а дебаты кандидатов:
Марина Порошенко у здания Печорского районного суда. Фото: РИА Новости
— Эксперимент над страной с новыми лицами оказался пшиком! У нас все начало валиться: экономика, обеспечение армии, даже программу правительства Зеленского — и ту не одобрили в Раде… Страну ведут в тупик, а президента, впервые за двадцать восемь лет независимости — в суд, где стопроцентно «их» прокуроры требуют ареста. Это мелкая месть закомплексованных и никчемных людей, которые не любят Украину. Они снова хотят страны Януковича и заигрывания перед Россией, хотят процессов над патриотами. Не допустим этого сценария!
«Седьмому президенту Украины Петру Порошенко — слава!» — отреагировал митинг.
Правила адаптивного карантина (в Украине он продлен до конца июля) сделали заседание практически закрытым для прессы. В зал впустили только непосредственных участников процесса. Но «Пятый» и «Прямой» телеканалы (их связывают с Порошенко) вели прямую трансляцию.
Потому можно было видеть: Петр Алексеевич сидел не в стеклянном «аквариуме», а за длинным столом, рядом с адвокатами. Судья, которому защита собиралась заявить отвод, скороговоркой читал материалы дела. Прокуроры тоже выглядели неуверенно — в отличие от «виновника» события. Порошенко настаивал, что обвинение по данному и остальным поводам — «правовая галиматья»:
— Они сюда, Ваша честь, пытались включить даже госизмену, но не нашли ничего!
И обращался к отсутствующему «заказчику галиматьи»:
— Владимир Александрович, дорогой, вас никто не боится — ни в этом зале, ни в Европе, ни в мире. Потому преступные приказы — «изъять заграничный паспорт у Порошенко, запретить ему передвижение»… Не бойтесь, Ваша честь, отправьте этот мусор в корзину и действуйте по закону! (Сторона обвинения намеревалась просить у суда взять с экс-президента личное обязательство о невыезде за пределы Украины. —О. М.)
Митинг встречал Петра Порошенко как триумфатора. Петр Алексеевич выступил в очередной раз. Вспомнил Черчилля и предупредил, что это «только начало нашей тяжелой борьбы».
Осенью в Украине должна состояться кампания выборов в местные органы власти.