Репортажи · Общество

Захвати ближнего своего

Запрещенный в служении схиигумен Сергий взял под контроль Среднеуральский монастырь. Наш корреспондент смог туда проникнуть

Иван Жилин , спецкор
Вечером, 16 июня, уральские СМИ сообщили: опальный схимонах Сергий (Романов), заручившись поддержкой священнослужителей и паствы, сверг настоятельницу Среднеуральского женского монастыря игуменью Варвару и взял власть в обители в свои руки. Прибывшего по благословению Екатеринбургской епархии для отправления треб священника Георгия Викторова многочисленные сторонники схиигумена не пустили в монастырь.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
Соратники Романова опубликовали его выступление на прошедшем 15 июня заседании церковного суда. В своей речи он заявил, что церковью сейчас управляют не патриарх, Синод и епископат, а санитарные врачи. Решение частично ограничить службы в храмах из-за пандемии коронавируса схиигумен назвал «хулой на Духа Святаго». И предательством веры.
Из-за своего отношения к коронавирусу отец Сергий, собственно, и был отстранен от службы:
26 апреля на проповеди он заявил, что пандемии не существует, и проклял тех, кто призывает закрывать храмы.
Тогда митрополит екатеринбургский Кирилл лишил его права ношения наперсного креста. После чего на некоторое время опальный схиигумен ушел в затвор.
Но 16 июня вернулся. И, собрав сотни сторонников, бросил церковным властям новый вызов.
***
Из Среднеуральска к монастырю пробираюсь окольным путем: лесной тропой через деревню Черемшанка. Несколько моих коллег пытались попасть в обитель через главные ворота и были выпровожены казаками: прессе здесь не рады.
Задние ворота закрыты на цепь, но их можно обойти. Захожу на территорию монастыря, и через минуту из-за колокольни ко мне выезжает синяя «десятка». Сигналит не по-монастырски надрывисто. Водитель — бородатый темноволосый парень лет тридцати с нашитым на груди Крестом Константина.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
— Куда направляемся?
— Хотел бы попасть на службу.
— «Символ веры» прочитаешь?
С «Символом веры» мне повезло: учить его я начал еще накануне. Подозревал, что пройти в монастырь будет непросто.
— Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия…
— Хватит, — прерывает бородатый. — Проходи. У нас тут просто нашествие всяких блогеров. Пытаются проникнуть.
Я выдохнул: еще пару строк, и я бы понес отсебятину.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
На территории монастыря немноголюдно. Меня окликает пожилая монахиня.
— Служба в церкви Святой Троицы идет. Я вас за руку возьму — доведете?
По пути она рассказывает, что времена в обители настали «тяжелые, но радостные». За отца Сергия служители готовы постоять.
— Он основал наш монастырь в голом поле. Построил храмы, построил детскую школу, построил странноприимный дом. У нас сейчас свой скот, мы выращиваем свои овощи, — говорит монахиня. — Мы уважаем екатеринбургскую епархию, но не епархия создала монастырь. Митрополит должен также уважать отца Сергия.
— Почему отец изгнал игуменью Варвару? — спрашиваю.
— Он никого не изгонял. Настоятель сама решила уйти.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
Вместе с игуменьей монастырь покинули еще четыре сестры. Монахиня говорит, что они сочли отца Сергия раскольником, хотя никакого раскола нет.
— Мы точно так же проводим службы, по канонам. Сегодня утром были «чеки».
Услышав слово «чеки», решаю, что речь идет о «чекистах»: недавно в монастыре побывали полицейские и сотрудники ФСБ. (позже в службе опровергли эту информацию).
— И как они себя вели?
— Ой, кричали... Во время отчиток всегда кричат. Бесы-то выходят…
С утра были отчитки. Отец Сергий — один из немногих в России священнослужителей, который проводит обряд экзорцизма.
— А полиция была, что говорила?
— А когда полиция была, я не видела.
Схиигумен Сергий. Фото: Иван Жилин / «Новая»
С матушкой мы подходим к церкви Святой Троицы. На крыльце стоит группа спортивного сложения мужчин,
среди них — Дмитрий Соколов из «Уральских пельменей».
Памятуя, что журналистам в монастыре не рады, воздерживаюсь от попыток взять комментарии.
В церкви человек двести. Идет помазание елеем.
Схиигумен Сергий выходит из алтаря, читает небольшую молитву, после чего — обращается к собравшимся с проповедью.
«В нашей вере не должно быть малодушия. В нашей вере должна быть решительность и любовь. Наша вера должна теперь начинаться со страдания. Гибнущий мир может спасти не дипломатия, а решимость на страдание. Только страдание личное или чужое может открыть глаза на спасение. <...> Либеральные СМИ пишут, что я захватил монастырь. Странно звучит.
Когда моих чад — монахинь, послушниц, которых божией милостью я собирал 18 лет, захотели отдать под духовное руководство архимандриту Авраамию, духовнику Ново-Тихвинского монастыря, у которого друзья Дворкин — сектовед, дьякон Кураев, — я остался в монастыре, чтобы дети не остались без отца».
Дочитав проповедь, он говорит, что решил допустить журналистов в обитель. И просит верующих пройти к прессе с ним. Из храма выходит внушительная процессия.
***
Фото: Иван Жилин / «Новая»
На встрече с журналистами схиигумен первым берет слово, не дожидаясь вопросов:
— На этом месте 18 лет назад не было ничего. За эти годы мы собрали здесь 523 человека. И вот получилось недоразумение. Если бы к вам в семью пришли и сказали: «Мы забираем у вас родного отца и поселяем к вам чужого человека», — вы бы как отреагировали?
По словам схиигумена, никаких церковных правил он не нарушал.
— Епархия запрещает мне служить, запрещает говорить. Но меня благословили говорить греческие святогорцы — старцы с горы Афон.
Свое отношение к коронавирусу Сергий также считает правильным: якобы Всемирная организация здравоохранения в июне сама признала, что пандемии никогда не было (на деле, это интерпретация российскими консервативными СМИ слов представительницы ВОЗ Марии Ван Керхов о том, что бессимптомные больные «крайне редко» передают коронавирус.И. Ж.).
— Полиция сегодня приезжала, потому что они где-то прочитали, что у меня тут вооруженная охрана, — продолжает схиигумен.
— Здесь правда есть казаки, есть воины-спортсмены, есть люди, прошедшие Чечню, прошедшие Афганистан. Но они не вооружены. Пожалуйста, посмотрите: у нас все нормально. Проблем нет.
— Но почему тогда ваши люди проверяют знание молитв на входе в монастырь? — спрашиваю я.
Сергий смеется: «Они просто учат тебя православию». Затем вновь говорит серьезно: «Еще раз: в монастырь хотели привести другого духовного отца. Никому это не понравится».
Настоятель неожиданно предлагает пройти в его келью: «Посмотрите, как я живу». Келья небольшая, метров десять квадратных, помещение: кровать, письменный стол и… гроб. «Напоминает о смерти», — объясняет схиигумен.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
В прихожей рядом с портретом патриарха Алексия II замечаю портрет Сталина.
— Дело в том, что Сталин отменил развратные действия. Отменил мужеложство. Дал образование, поднял страну из развалин. Была бесплатная медицина. Он накормил всю страну, восстановил церкви, восстановил патриаршество. Я хотел бы, чтоб люди подобные… я никого не сужу. Мертвые сраму не имут, — говорит схиигумен.
Фото: Иван Жилин / «Новая»
читайте также<br> &nbsp;
В Екатеринбурге начался церковный суд над схиигуменом Сергием. Комментарии Андрея Кураева
***
В монастырь поддержать отца Сергия стекаются люди из разных концов страны. Паломница Людмила приехала из Пермского края. Впервые, говорит, побывала здесь 6 лет назад — схиигумен Сергий помог вылечить ножку сыну.
— Пришла моя очередь постоять и помолиться за него.
У многих паломников такие же истории: нашли у схиигумена Сергия ответы на свои вопросы. Считают своим долгом заступиться.
Постоять за схиигумена готовы и спортсмены. Они не называют своих имен. Один из них рассказал, что с монахами бойцы держат постоянный контакт: на территории монастыря не проживают, но готовы прийти по первому зову.
На территории монастыря есть и бюст Николая II. Фото: Иван Жилин / «Новая»
— Зачем вас могут вызвать? — спрашиваю.
— Разумеется, не с полицией драться. Но если какие-то провокаторы придут — мы будем здесь.
Каких провокаций может ждать мятежная обитель, непонятно. Главный антагонист, Екатеринбургская епархия, в настоящий момент выглядит потерянной: на многочисленные просьбы прокомментировать ситуацию в епархии ответили, что призывают «молиться о вразумлении схиигумена Сергия».