Уборка стоек о пользе полигона. Максим Григорьев / ТАСС
Соглашение о сопровождении инвестпроекта по строительству свалки на Шиесе расторгнуто. Соответствующее распоряжение правительства Архангельской области подписано 2 июня, официально объявлено о нем было на следующий день министром экономического развития Архангельской области Иваном Кулявцевым. 3 июня проект «Экотехнопарк «Шиес» исключен из реестра приоритетных инвестиционных проектов региона. Соглашение было заключено год назад — 20 мая 2019 года. Соцсети и лояльные власти СМИ полны торжествующих реляций о том, что «Север победил» и распоряжение правительства, мол, означает закрытие стройки на Шиесе. Между тем оно имеет больше отношения к сентябрьским выборам, нежели к ситуации на станции Шиес.
Александр Цыбульский, назначенный врио губернатора после рекордсмена антирейтингов Игоря Орлова, с первых дней в Архангельске заявил о критическом отношении к стройке. При любом ином раскладе никаких шансов на победу, даже с учетом админресурса, в сентябре у него бы не было. Аналогичную позицию занял сосед Цыбульского, синхронно с ним назначенный врио главы Коми Владимир Уйба.
Отказ от свалки на Шиесе — своего рода костыль для сентябрьских выборов,
готовиться к которым приходится в спринтерском режиме. Второй костыль у Цыбульского выбили его же земляки из Нарьян-Мара, которым ранее руководил чиновник. Резкое неприятие идеи объединения округов оставляет кандидата без приданого — без нефтяных денег НАО. Так что Шиес — единственный козырь.
При этом объявлено о разрыве отношений с ООО «Технопарк», так чтобы исключить саму возможность разговоров о победе народного протеста. Иван Кулявцев на заседании правительства заявил, что причина расторжения соглашения — то, что на станции с прошлого года фактически не ведутся строительные работы, то есть деятельность по реализации проекта фактически прекращена.
Заметим: нет речи о незаконности или несогласованности стройки,
не идет разговор об экологических рисках или о резко отрицательном отношении местного населения. Напротив, причина «развода» — то, что свалку строили слишком неактивно.
Опосредованно заслуга активистов есть и в этом: стройплощадку взяли в блокаду, и топливо застройщик вынужден был за астрономические деньги доставлять вертолетом, а каждый шаг строителей фиксировался протестующими, следовали жалобы и суды. Кстати, один из таких судов — иск муниципального образования «Урдомское» к «Технопарку» — люди выиграли: по решению суда строителям нужно демонтировать ангар и общежитие. Однако застройщик подал апелляцию, которая до сих пор не рассмотрена, и пока ни о какой рекультивации обезображенной тайги речи не идет.
Лагерь протеста все еще стоит. Фото: РИА Новости
Исключение из списка приоритетных никак не означает полное закрытие проекта строительства самой большой в Европе свалки. Хотя бы потому, что губернатор Игорь Орлов не только заключил ныне расторгнутое соглашение с «Технопарком», но взял на себя обязательства перед правительством Москвы.
Еще важный нюанс: скандал вокруг будущей свалки на Шиесе давно перестал быть локальным. 20 июля прошлого года тогдашний глава региона получил от президента страны поручение решить вопрос с учетом мнения жителей. Как именно должно быть зафиксировано это мнение, так и осталось неясным, однако для того, кто следит за повесткой на Севере, оно никогда не было секретом:
массовые митинги и бессрочные пикеты в городах и поселках, огромная поддержка лагеря протестующих на самой стройплощадке — если все это не выражение отношения населения к проекту, тогда что же?
Охрана стройплощадки, на заднем плане — противники строительства мусорного полигона. Фото: Максим Григорьев / ТАСС
Однако срок исполнения поручения продлевался уже дважды. Больше того, поменялся не только дедлайн, но и «население», мнение которого существенно для решения проблемы. На запрос депутата Мосгордумы Евгения Ступина в контрольное управление администрации президента 29 мая пришел ответ: срок продлен до 21 сентября (то есть на «после выборов»), а мнение учтено будет не абстрактного населения региона, а «Народного фронта». Дополнительно указано, что результаты этого поручения имеют статус «Для служебного пользования», то есть обнародованию не подлежат.
Что касается происходящего сейчас на самом Шиесе — строители и охранники по-прежнему находятся там. Не так давно по железной дороге им подвозили продовольствие. Лагерь протеста тоже стоит. Ни одна сторона уходить не собирается.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»