Сюжеты · Культура

Канны-2020. Без российских режиссеров. И без красной дорожки

Главный мировой киносмотр, который должен был открыться 12 мая, объявил программу сразу на нескольких платформах

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Президент Пьер Лескур и директор Тьерри Фремо представили Официальный отбор Каннского фестиваля 2020. Оглашение списка имеет скорей эмблематичное значение, мир узнает имена избранных, и этот знак особого внимания должен способствовать дальнейшему продвижению картин. Целого ряда фильмов, которые эксперты уже называли в качестве возможных каннских конкурсантов, в списке, однако, не оказалось. Видимо, продюсеры приняли решение подавать картины на другие фестивали или придержать их до каннского форума 2021-го года. Возможно, среди этих «отложенных» работ есть и российские картины.
Пьер Лескур и Тьерри Фремо. Фото: Reuters
В официальную селекцию вошли 56 фильмов, отобранных из 2067 картин — присланных из 147 стран (в прошлом было 138 стран). Почти 30% из них сняты женщинами. 15 дебютов — рекордное число.
Таким образом, Канны манифестируют приверженность кинематографу будущего.
Каннский кинофестиваль, раскритикованный за недостаточное число режиссерок в различных программах, взял на себя обязательство, зафиксированное документом «Collectif 50/50», предоставлять подробную статистическую информацию.
Фестиваль с гордостью рапортует, что в официальном списке — 16 режиссерок (в 2019 их было 14). Причем в короткометражном конкурсе и в программе Cinefondation, представляющих новое кинематографическое поколение, уже практически достигнут гендерный баланс 50х50.
Принято пожимать плечами и иронизировать над тем, что фильмы нельзя отбирать по половому признаку. Тем не менее, лед давно тронулся, и женщины в киноиндустрии с каждым годом во всех профессиях набирают очки, вырываясь на первые позиции.
Фильмы официального отбора представлены общим списком, без традиционного деления на программы: «Основной конкурс», «Особый взгляд», «Спецпоказы» и т.д.
Дворец Фестивалей на набережной Круазетт, Канны. Фото: Reuters 
Много новых имен, больше обычного комедий (возможно, в качестве компенсации зрителям за переживания, связанные с пандемией и кинотеатральным обвалом), документальное и анимационное кино.
«Такие фестивали как Канны, призваны показать новые таланты на карте мира», — говорит Фремо.
Часть из названных работ Канны будут представлять на других фестивалях — таких, как Торонто или смотр в Сан-Себастьяне. Отдельная программа готовится вместе с Венецианским кинофестивалем.
Первым в списке избранных драматическая комедия «Французский диспетчер» Уэса Андерсона (его «Отель "Гранд Будапешт"» получил признание критиков и завоевал четыре «Оскара»). Тьерри Фремо буквально влюблен в эту «уникальную визуально одаренную картину».
Кадр из фильма «Французский диспетчер». Источник: Kinopoisk
История, написанная Андерсоном в сотрудничестве с Романом Копполой, Хьюго Гиннессом и Джейсоном Шварцманом о редакции вымышленного американского еженедельного журнала The French Dispatch of the Liberty, Kansas Evening Sun», офис которого расположен во Франции. А вдохновлялся Андерсон своим любимым журналом The New Yorker.
Некоторые персонажи и события перешли на экран прямо со страниц журнала. А герой Билла Мюррея напоминает основателя «The New Yorker» Гарольда Росса.
Также в каннской программе новые работы Стива МакКуина, Франсуа Озона, Наоми Кавасе, Томаса Винтерберга. Винтерберг («Охота», «Курск») снял фильм «Druk» («Еще по одной»), в котором проблемы, связанные с алкоголем поданы в неожиданном ракурсе.
Кадр из фильма «Еще по одной». Источник: Kinopoisk
Южно-корейский зомби-хоррор «Полуоостров» — продолжение «Поезда в Пусан» Юн Сан-хо, триллера, заработавшего примерно в десять раз больше своего бюджета в 8,5 млн долларов. Режиссер Йон Санг-Хо вернулся с сиквелом в этот постапокалиптический мир. Режиссер говорит о влиянии на его новую работу «Рассвета мертвых» Джорджа А. Ромеро, «Безумного Макса… » и жанра манга.
«Лето 85-го» Франсуа Озона о летних каникулах шестнадцатилетних — о времени, когда все начинается.
Два потенциальных анимационных хита: «Душа» Питера Доктера (Pixar) — душа джазового музыканта отрывается от тела… а потом пытается вернуться назад.
Фильм сына Хайяо Миядзаки — Горо Миядзаки — «Ая и ведьма», адаптация британской детской книги Диана Уинн Джонс «Моя матушка ведьма». Миядзаки испытывают особое расположение к Уинн Джонс. По ее книге снят и один из лучшие анимэ-романов «Ходячий замок».
Пьер Лескур и Тьерри Фремо сидели на сцене Фестивального дворца перед темным зрительным залом и рассказывали о фильмах, которые в этом зале могли бы быть показаны. Каннский фестиваль обещает вернуться.