Госдума 13 мая в третьем, окончательном чтении одобрила законопроект, направленный «на совершенствование избирательного законодательства», поправки к которому запрещают баллотироваться на любые выборные должности кандидатам, ранее осужденным за преступления средней тяжести. К таким преступлениям относится и так называемая дадинская статья — о неоднократном нарушении правил проведения митингов, по которым ранее московскими судами уже были осуждены с разницей в 4 года гражданские активисты Ильдар Дадин и Константин Котов.
В отношении первого Конституционный суд признал приговор противоречащим Основному закону страны, приговор отменили, а осужденного освободили. В отношении второго КС приговор постановил пересмотреть, однако саму статью 212.1 УК не счел противоречащей Конституции. В результате Мосгорсуд лишь снизил наказание Котову, но оставил его в колонии.
Очередной законопроект особого скандала изначально не подразумевал. Да и в условиях всеобщей отвлеченности на пандемию за прохождением законопроекта особо никто не следил. Его инициаторами были депутаты от фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин, Дмитрий Белик и Евгений Ревенко. Еще в первом чтении законопроект предполагал лишь технические, по сути, поправки, в частности возможность подавать заявление о голосовании через Госуслуги. Однако ко второму чтению в документе неожиданно появилась отдельная поправка Вяткина, вводящая запрет на участие в выборах на любые должности для лиц, имеющих на день голосования неснятую или непогашенную судимость за ряд преступлений средней тяжести (до истечения 5 лет со дня снятия или погашения судимости). В настоящее время такой запрет пока действует только по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса.
Автор поправки о запрете избираться по «дадинской статье» депутат Вяткин является на сегодняшний день первым заместителем председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Единоросс Дмитрий Вяткин. Фото: Владимир Андреев / URA.RU / TASS
Если посмотреть динамику законотворческой работы господина Вяткина, то можно убедиться, что он депутат-многостаночник. За 12 лет нахождения в Госдуме выступил соавтором более 130 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов.
Само собой, голосовал за принятие «закона Димы Яковлева», запрещающего гражданам США усыновлять российских сирот.
В 2019 году стал одним из авторов (вместе с Людмилой Боковой и Андреем Клишасом) закона о наказании за распространение фейков и публикаций, «проявляющих неуважение» к власти. А теперь вот озаботился тем, чтобы после весьма насыщенного на митинги лета 2019 года осужденные политические активисты ни в коем случае не смогли участвовать в выборах.
Кого коснется эта поправка?
Естественно, Константина Котова и других граждан, кого осудят по статье 212.1 УК. А также всех, кого осудили за распространение фейков, реабилитацию нацизма, призывы к терроризму, угрозы судье. Кроме этого, в список из 50 статей, непогашенная судимость по которым будет означать запрет на участие в выборах, попали преступления против избирательной системы, различные виды мошенничества со стороны предпринимателей, уничтожение либо повреждение воинских захоронений. Поправка Вяткина также включила в список часть 2-ю статьи 112 УК, предусматривающую наказание за «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга».
Константин Котов. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
То есть под закон попали всех осужденные по «московскому делу», включая получившего 3 года условно студента «Вышки» Егора Жукова за «призывы к экстремизму» на своем ютуб-канале. Поводом для преследования, напомним, стали видео, в которых Жуков рассуждал о преимуществе ненасильственных методов протеста.
Мы это уже проходили
Участники движения в защиту прав избирателей «Голос» заявляют о необходимости обжаловать новый закон в Конституционном суде. Принятые ограничения избыточны, отмечают эксперты: осужденный уже искупил свою вину назначенным наказанием, но этого законодателю оказывается мало, и он устанавливает дополнительные сроки поражения в правах.
«Идея такого рода ограничений не нова, — рассказывает «Новой» сопредседатель «Голоса»Григорий Мельконьянц.
комментарий эксперта
Григорий Мельконьянц
сопредседатель движения «Голос»:
— После массовых митингов «За честные выборы» 2011 года в 2012 году были приняты поправки, пожизненно лишающие граждан права избираться на выборах, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Затем эту норму обжаловали в Конституционном суде, который признал пожизненное лишение недопустимым. Закон изменили, и теперь ограничение действует в течение 10 и 15 лет после снятия или погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений соответственно.
История повторяется. После массовых митингов в 2019 году из-за недопуска кандидатов на выборы возникла новая реакция власти. Формально власть объясняет запрет на участие в выборах барьером от криминала, рвущегося во власть. Но такое необоснованное расширение можно объяснить только желанием зачистить конкурентов на выборах и нарастающим страхом потерять власть.
Тем более законодатель предусмотрел на выбор пять десятков составов преступлений, начиная от публичного распространения заведомо ложной общественно значимой информации или неоднократного нарушения правил организации митинга и заканчивая статьей «мошенничество», которой «кошмарят» бизнес. Для применения ограничений не обязательно будет лишать человека свободы, достаточно назначить условный срок, после отбытия которого гражданин еще 8 лет не сможет баллотироваться на выборах. Мы видим, как эффективно работают подобные запреты на примере Навального и Ходорковского.
Как предполагает Мелконьянц, после вступления в силу этого закона есть риск роста заказных дел на неугодных политических и общественных деятелей, которых в превентивном порядке будут привлекать к ответственности.
Об антиконституционности поправки депутата Вяткина заявили и депутаты от КПРФ и «Справедливой России». Заместитель руководителя думской фракции эсеров Олег Шеин сказал «Новой», что при рассмотрении законопроекта в третьем чтении его фракция, как и коммунисты, голосовала против.
Ну а в оппозиции, не допущенной в Госдуму, констатируют: принятый «криминальный фильтр» просто в очередной раз посягнул на свободу проведения выборов, искусственно снизив и так крайне смешную невысокую конкуренцию.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»