Если бы необдуманной фразы Регины Тодоренко в интервью Peopletalk на YouTube не было, то ее стоило бы придумать. Фраза в эфире бывшей ведущей «Орла и Решки», а ныне счастливой жены и матери: «А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?», сдетонировала с такой силой, которой давно не было в закоулках ютубных междусобойчиков, в которых «за базар отвечать» не слишком принято. Потому что формат позволяет высказыванию, а чаще трепу, нестись впереди мысли и позиции.
Слово вылетело. Аудитория взорвалась десятками тысяч проклятий в адрес Тодоренко. Аудитория стала желать ей в самой лайтовой версии «гореть в аду», более реальные пожелания расплаты я цитировать не стану. Журнал Glamour, невзирая на публичные извинения ведущей, лишил ее звания «Женщина года». Несколько крупных компаний заявили о намерении разорвать с ней рекламные контракты.
Еще немного, и карьера ведущей была бы однозначно стерта в пыль, а ее имя могло бы стать нарицательным в поле общественных дискуссий на тему домашнего насилия.
Но девушка Регина неожиданно для всех показала чудеса психологической и профессиональной мобилизации
и буквально через десять дней после скандала выпустила фильм, посвященный проблемам домашнего насилия в России.
Что удивительно, учитывая скорость реализации проекта и непростое психологическое состояние Регины, фильм удался.
Основная удача этого фильма, как ни парадоксально это прозвучит, в том, что рассказывать о проблеме, которая последние несколько лет активно дискутируется в обществе, и по степени накала является одной из самых острых, начал человек, который абсолютно не в теме. Ну, то есть вообще. Регина Тодоренко в принципе производит впечатление человека, не особо погруженного в реалии жизни современного российского общества.
Так сложилось в ее жизни. Кидать в нее за это тапками или камнями неправильно.
А фильм от ее гражданской неосведомленности, назовем это так, определенно выиграл. Как полугодом раньше выиграл фильм «Колыма» Дудя, сделавшего не обличительный исторический телевизионный экскурс, а историческую азбуку, в которой есть место терминам, понятиям, расшифровкам очевидных для людей старшего поколения значений, и не очевидных для двадцатилетних.
И фильм Тодоренко сделан как азбука. Азбука по теме домашнего насилия.
Без азбуки, по понятной причине, невозможно внятно понять смысл. И эксперты, которые в кадре отвечают на вопросы ведущей, для многих открывают не только природу домашнего насилия, но и истоки заблуждений.
Тодоренко так и выглядит в кадре — учеником, которому важно усвоить урок. И проговаривает, то, что усвоила. Когда проговариваешь, меньше шансов ошибиться.
В прикладном смысле этот фильм делает свою работу на отлично. Эксперты фильма — известные правозащитники, психологи, адвокат, в свою очередь, через нее расшифровывают для широкой аудитории реперные точки проблемы.
- «Первое, что мы должны сказать жертве насилия — «Ты не виновата».
- «Каждая четвертая женщина в России сталкивается с домашним насилием».
- «Насилие начинается не в тот момент, когда бьют, а когда начинают исправлять твой образ жизни и мысли».
- «Бить или не бить — это всегда выбор агрессора».
- «Вся наша психология настроена на то, чтобы сохранить привязанность во что бы то ни стало».
- «Мы последняя в Совете Европы страна без закона о домашнем насилии».
- «По нынешнему закону, если нарушишь правила парковки — штраф 3 тысячи рублей, если изобьешь жену — пять тысяч».
- «В Москве действует один государственный кризисный центр для женщин. Один на 15 миллионов населения».
Фильм, на удивление тонко избегает соблазна представить Регину как раскаявшуюся медийную персону.
Она и не произносит ни разу в кадре слов извинения, и это очень правильно.
Потому что иначе фильм воспринимался бы зрителями не как ликбез в теме домашнего насилия, а как личная индульгенция Регины Тодоренко.
Ее личная ошибка дала возможность сделать очень своевременный фильм. Реанимация репутации через кино, как ни парадоксально, эту репутацию стало создавать. Редкая удача. Она сама говорит:
«Возможно, в один день стоило потерять титулы, контракты, доверие зрителей, чтобы услышать сотни тысяч голосов, нуждающихся в помощи. Если вы посмотрите этот фильм, значит все было не зря».
Средства от монетизации ролика она обещала отправить в профильные фонды.