В начале года в издательстве «Эксмо»вышли «Последние истории» нобелевского (2019 года) и букеровского (2018 года) лауреата Ольги Токарчук. Три поколения польской семьи — до и послевоенное, и дети 1970-х — сталкиваются со смертью близких и совершенно незнакомых людей.
Дочь не заметила поворота на темной лесной дороге и улетела в кювет. Очнувшись, выбралась из машины, нашла деревенский дом с пожилыми хозяевами, сыном-ветеринаром и умирающей собакой. Кажется, героиня отлежится в тишине пару дней, попьет молока, позвонит в полицию — и вернется к привычной жизни экскурсовода, который рассказывает о вечных темах перед полотнами Брейгеля. Но после аварии она начинает по-другому чувствовать свое тело, все его внутренности, а главное — героиня не готова покинуть тихий дом, который стал для нее идеальным местом для изучения самой себя.
Героиня Токарчук задумывается: что мы вообще знаем о своем теле? Почему нам нужны все эти приборы — от градусника до флюрографии — для того, чтобы хоть что-то о себе понять?
Ольга Токарчук в привычной полуфантастической манере советует министру просвещения, который когда-нибудь откроет эту книгу: «Нужно ввести выпускной экзамен по танатологии, как сейчас сдают по биологии, и тесты в конце четверти, и оценку в аттестате».
Сегодня у меня полное ощущение, что наступило время — слушать и слышать близких, потому что мы все еще не знаем ту точку или минуту, когда человек перед нами или внутри нас закончится.