«Не бывает такого: вечером надел крест, утром проснулся — и уже веришь безоглядно. Всех одолевают сомнения. Я тоже сомневался. Даже апостол сомневался. Но вера — не то место, где ты пребываешь в блаженстве, а то место, к которому всегда стремишься. Вера — это усилие к ней, а не успокоение. Когда надобно выбирать, выбирай так, будто бог есть, даже если тебе сейчас кажется иначе. Вот это и называют верой».
Двухтомный «Тобол» — многофигурный роман-пеплум Алексея Иванова, автора «Сердца Пармы», «Ненастья», «Горнозаводской цивилизации», «Географ глобус пропил» и других романов, в центре которых оказывается относительно небольшой социум, или группа людей, которой предстоит выбор: либо выжить и заплатить за это дорогую цену либо ассимилироваться и принять новые правила игры. С точки зрения этой темы «Тобол» — magnum opus Иванова.
Воевода Матвей Иванов указом Петра I назначен сибирским губернатором. У него ответственная миссия: укрепить город Тобольск и упрочить положение империи в Сибири, окончательно укротив «малые народы». Ответственная миссия губернатора оказывается лишь одним из сюжетов масштабной эпопеи о переустройстве Сибири, о лишениях и вере в путеводную звезду, в которую вовлечены бухарские купцы, шведские военнопленные, беглые раскольники, шаманы и степняки, верные старым традициям, от которых они не хотят так просто отказываться.
Сам Иванов описывает свой роман как «роман нового типа», текст, соединяющий драматургию современных сериалов и постмодернистский метод коллажа, когда у каждого героя книги — своя система ценностей, своя цель и своя мотивация. И кажется, собрать такой роман Иванову удалось: «Тобол» — роман на стыке истории и мистики, читатели которого через призму прошлого могут взглянуть на свое настоящее.