Сюжеты · Общество

#Поуши. Кто спасает нас от канализационного коллапса несмотря на бездорожье, ветхость и отсутствие денег

Фотоистории ассенизаторов

«Новая газета» опубликовала спецпроект “По уши”, о том как 30 миллионов россиян живут без центральной канализации. Продолжаем знакомить вас с историями из этого проекта.
весь проект здесь —&nbsp;<a href="https://sortiry.novayagazeta.ru/">sortiry.novayagazeta.ru</a><meta charset="utf-8">
ЛЮДИ ЧИСТОТЫ
___
Григорий Ткачев, водитель ассенизаторской машины
Остров Ольхон, Байкал, Иркутская область
Фото: Антон Климов / Специально для «Новой»
Закон запрещает сбрасывать в акваторию Байкала не только жидкие бытовые отходы, но даже очищенную воду. Компания «Экобай» откачивает и вывозит жидкие отходы с острова Ольхон на материк.
Фото: Антон Климов / специально для «Новой»
От Хужира до полигона в одну сторону 50 км, круглый рейс – это 100 км. За смену водитель делает три рейса. Дороги нет, только грунтовка. Местные жители называет ее «тренажером для целлюлита» или «стиральной доской».
Фото: Антон Климов / специально для «Новой»
Зимой насос постоянно замерзает, может и шланг примерзнуть — тогда, чтобы слить, водитель разогревает его грелкой. В прошлом году ассенизаторская машина соседней фирмы ехала не полностью загруженная, от тряски расшаталась и перевернулась – насмерть задавила водителя.
Фото: Антон Климов / специально для «Новой»
«Работа нормальная, нравится, на свежем воздухе! Дорогу бы еще получше, асфальт. Я с училища. С восемнадцати лет работаю: ЗиЛы, КамАЗы, Уралы — все грузовые автомобили. Из интересного здесь — только ремонт, ремонт, ремонт», – говорит Григорий.
Григорий завозит свою машину на паром, отходы сливаются в очистные сооружения на материке. Фото: Антон Климов/ специально для «Новой»
Фото: Антон Климов/ специально для «Новой»
Подробнее о Григории — на странице проекта #Поуши
___
Ольга Фомина, оператор очистных сооружений
Красный Профинтерн, Ярославская область
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Очистная станция в Красном профинтерне обслуживает два поселка, около восьми тысяч человек. Комплекс полностью изношен и не соответствует требованиям по очистке сточных вод (есть заключение департамента ЖКХ Ярославской области). Немногочисленные сотрудники второй год не получают зарплату, но продолжают выходить на работу из чувства долга.
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
«У нас очистные страшные, но они функционирующие. Что можем — держим. Тут должен быть кислород, полезные бактерии должны быть. Но у нас стен нет, температура ноль, а им надо не меньше пяти градусов. Поэтому у нас нет ни кислорода, ни молекул, но зато есть песчано-гравийные фильтры. Значит, очистка воды происходит», — говорит Ольга Фомина.
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Из всех фильтров работает только один — щебневый. «Очищенные» стоки сливают на местности — как если бы они прошли все стадии очистки.
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
«В основном работают здесь люди пенсионного возраста. Нас тут четыре оператора, не считая слесарей. Большая проблема — это заработная плата. В 2018 году мы обанкротились и у нас новая организация. В старой компании долг больше года, где-то по 80 тысяч у каждого. И новая организация задолжала уже по 30 тысяч. Мы смеемся, что работаем за палочки. Но надо ходить на работу, работой не кидаются. На Профинтерне работу найти очень трудно. А так все хорошо»
Подробнее о Ольге — на странице проекта #Поуши
___
Юрий Токарев, водитель ассенизаторской машины
Новоржев, Псковская область
Фото: Олег Пономарев / специально для «Новой»
Машина Юрия – единственный в Новоржеве ЗиЛ-ассенизатор, известный как Фиалка, 2006 года выпуска. Обслуживает три тысячи человек. Ни канализации, ни современных очистных сооружений в городе нет. Сливают в искусственные пруды-резервуары. Фиалкой машину зовут за выразительный запах.
Фото: Олег Пономарев / специально для «Новой»
«Поиск второй машины – это главная наша головная боль. Новая стоит около трех миллионов, которых у города нет. Б/у стоит полтора миллиона, и их у нас тоже нет. Машина нужна как воздух. Если Фиалка встанет, то город просто поплывёт», – говорит Юрий.
Фото: Олег Пономарев / специально для «Новой»
«Работу свою я люблю и благодарен своей конторе. Зарплата – 13 000₽, не большая, но и не маленькая, для нашего города средняя и стабильная».
Фото: Олег Пономарев / специально для «Новой»
«Подъезжаем к двухэтажному многоквартирному дому, разворачиваемся и задом крадёмся к канализационному люку. Открыли, завели шланг, включили насос и ждём, поглядывая на маленькое окошко в верхней части канистры. Как только там увидим воду – бегом выключать насос. Всё довольно просто».
Фото: Олег Пономарев / специально для «Новой»
«Строить канализацию на весь город – это значит тянуть километры магистралей, ставить насосы высокого давления и так далее... На это нет денег. Экономически это невозможно. Есть альтернатива в виде ёмкостей биоочистки: делим город на участки и в каждый ставим эту ёмкость. Нужно минимум две. Но даже на это средств нет»
Подробнее о Юрии — на странице проекта #Поуши
___
СПЕЦПРОЕКТ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»
#Поуши