20 февраля открывается 70-й «Берлинский кинофестиваль». К своему внушительному юбилею форум решил омолодиться. Назначенные в прошлом году программный директор Карло Шатриан (до этого он занимался фестивалем в Локарно), менеджмент-директор Мариетте Риссенбек (занималась продвижением немецкого кино) решились на нововведения в параллельных программах.
Кадр из фильма «Гунда». Фото: Berlinale.de
Кардинальное новшество — премьера программы «Столкновения», аналог каннскому «Особому взгляду». В секции будут соревноваться 15 фильмов, среди которых **«Гунда»** Виктора Косаковского. Режиссер размышляет над тем, что происходит в сознании и сердцах животных. В главных ролях — свинья Гунда, ее две подруги-коровы и одноногая курица. Главный вопрос фильма — насколько человечно наше отношение к животным.
В этой же программе — трехчасовая экранизация « **Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории»** Владимира Соловьева. Лидер румынской волны Кристи Пую («Смерть господина Лазареску», «Сьераневада») решился вместе со своими героями, старыми друзьями, собравшимися перед Рождеством в поместье в Трансильвании, погрузиться в философские размышления о зле, дикости войны и противоречивости прогресса. В фильме будет звучать и русский язык.
Программа «Столкновения» призвана поощрять смелые работы независимых режиссеров. «Каждый из 15 проектов, — говорит Шатриан, — представляет жизнеспособность кинематографа в разнообразных формах.
Эти картины принимают вызов формировать мир, а не просто воспроизводить его».
Кадр из «Дау.Наташа». Фото: Berlinale.de
Среди радикальных опусов основного конкурса — **«Дау. Наташа»** , эпизод из грандиозного проекта Ильи Хржановского. Впрочем, в отдельности от эпопеи об «Институте физических проблем» — метафоры закрытого сообщества ученых и спецслужб — история «Наташи» со страданиями героини от насилия гэбэшника — кажется оторванным от материка советской жизни островом.
как смотреть «дау»?
[Репортаж Александра Гениса с уникального кинопоказа в Берлине](https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/29/83676-dau-v-razreze)
Поэтому в параллельной программе состоится показ шестичасовой картины «Дау. Дегенерация» — одной из последних глав проекта, проливающей свет на его трагизм и масштабность. «Дау. Наташа» — один из 4 фильмов эпоса «Дау», которым российский Минкульт не выдал прокатное разрешение из-за «пропаганды порнографии». Кинокомпания «Феномен филмз» подала иск на министерство культуры в Арбитражный суд.
Не исключено, что заседание пройдет в один день с мировой премьерой фильма.
Кадр из картины «Женщина, которая убежала». Фото: Berlinale.de
Французский мэтр Филипп Гаррель («Просто любовники», «Граница рассвета») снял черно-белую картину в соавторстве с коллегами-сценаристами Арлетт Лангман и Жан-Клодом Каррьером. Провинциальный юноша Люк едет в Париж, чтобы сдать вступительный экзамен в университет. По дороге у него завязывается роман с юной Джемилой. Но мотором сюжета становится любимая режиссером тема отношений с родителями.
Одна из главных картин конкурса — новая экранизации романа Альфреда Деблина « **Берлин-Александерплац».** Немецкий режиссер Бурхан Курбани решил после легендарной саги Райнера Вернера Фасбиндера переосмыслить и осовременить культовую для немцев книгу.
«Берлин-Александерплатц». Фото: Berlinale.de
Лидер Берлинской школы Кристиан Петцольд («Барбара») представит « **Ундину» —** историю девушки, которая водит экскурсии по Берлину. Этим фильмом Петцольд начинает трилогию о германских мифах. Следуя древней легенде, Ундина должна убить изменившего ей парня. Так бы она и поступила, если бы жила в Средневековье.
**«Сибирь»** — сюрреалистическое роуд-муви Абеля Феррары — фантазия на тему «Красной книги» Карла Густава Юнга. Как объясняет режиссер, его творение — смесь «Одиссеи», «Алисы в Стране чудес» и повестей Джека Лондона. Уиллем Дэфо — не просто исполнитель, но один из персонажей фильма.
Тайваньский классик Цай Минлян тоже не изменяет своей музе — актеру Ли Каншеном, который сыграл главную роль в новой статичной гей-драме **«Дни».**
**«Первая корова»** — костюмная инди-драма Келли Рейхардт. Действие разворачивается в штате Орегона в середине XIX века. Опытный повар присоединяется к группе охотников и знакомится с китайским иммигрантом. Они решают начать дело, успех которого зависит от молочной коровы, принадлежащей богатому землевладельцу.
**«Неизбранные дороги»** Салли Поттер («Вечеринка») — о пересечении в пространстве одного дня разнообразных судеб. О столкновении случайного и закономерного, жизни и смерти. В фильме снялись Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек.
Новая фестивальная команда оказывает значительно больше внимания российским режиссерам, чем предшественники. В программе «Форум», отмечающей пятидесятилетний юбилей, дебют Марии Игнатенко « **Город уснул»** .
Кадр из фильма «Город уснул». Фото: Berlinale.de
Игнатенко — выпускница мастерской Дмитрия Мамулии в Московской школе нового кино. Вместе с героем этого сновидческого фильма погружаемся в сферу сонного города со спящими горожанами. Но весь этот замерзший пейзаж лишь проекция внутреннего мира героя, потерявшего близкого человека.
Драма Вадима Перельмана («Дом из песка и тумана») « **Уроки фарси»** включена в программу Berlinale Special. Жиль Кремье, бельгиец еврейского происхождения, в концлагере выдает себя за перса — это единственная возможность остаться в живых. «Наша картина рассказывает о временах холокоста и об истории выживания человека в условиях концлагеря», — говорит продюсер Илья Стюарт. Это копродукция России, Германии и Белоруссии. Перельман родился в Киеве, с 1990 года живет в США. В последние годы снимает российские сериалы, такие как «Пепел» с Евгением Мироновым или «Измены» с Еленой Лядовой.
Документальная мозаика **«Котлован»** Андрея Грязева («Завтра») — в «Панораме». Это found footage, собранный из ютьюб-видеороликов, в которых жители России обращаются к президенту Путину. И все эти отдельные выкрики складываются в общий хор — метафору гигантского котлована, в котором тонет страна.
Кадр из «Котлована» Грязева. Фото: Berlinale.de
После мировой премьеры в Санденсе покажут и фильм оскаровского номинанта Дэвида Фрэнса («Как пережить чуму») **«Добро пожаловать в Чечню»** . Впервые о том, что в Чечне проводятся натуральные чистки от лиц нетрадиционной ориентации, «Новая газета» написала в 2017 году. Дэвид Фрэнс снял документальную историю о группе активистов, отважившихся помочь геям из Чечни уехать за границу. Предпоказ картины, продюсером и оператором которой стал российский режиссер Аскольд Куров, прошел в «Новой». «Добро пожаловать в Чечню» уже приобрел канал HBO.
дэвид фрэнс — об лгбт-беженцах из чечни и миссии фильма
[Сочувствие больше страха. Интервью с режиссером фильма «Добро пожаловать в Чечню».](https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/26/83637-sochuvstvie-bolshe-straha-intervyu-s-rezhisserom-filma-dobro-pozhalovat-v-chechnyu-mirovaya-premiera-segodnya)
В рамках Берлинале состоится премьера фильма Олега Сенцова и Ахтема Сейтаблаева **«Номера»** . Пока Олег отбывал срок на Ямале, крымский режиссер Ахтем Сейтаблаев («Киборги») начал работу над антиутопией про тоталитарное общество. Вместе с продюсером Анной Паленчук он обменивался с Сенцовым письмами, в которых были советы по постановке картины.
В программе короткометражных фильмов, главная тема которых «свобода», российская анимационная картина Саши Свирского **«Мой галактический двойник Галактион».** Драйвовый абсурдистский трип. Черно-желтый Человек (альтер-эго автора) получает спам-мейл о трагических проблемах соседней галактики, до боли похожей на нашу. Конечно, после такого мейла следует присоединиться к галактическим силам добра против межпланетного зла, но как правильно выбрать сторону?
На питчинге сериалов выступят соавторы Кирилла Серебренникова по фильму «Лето» — Лили Идова и Михаил Идов. Они представят новую работу — юмористический сериал **«Пешки».**
Фильм открытия фестиваля — **«Мой год Сэлинджера»** Филиппа Фалардо по книге Джоанны Ракофф. Героиня — начинающая поэтесса Джоанна, устроившаяся на работу ассистенткой литературного агента Маргарет. В ее обязанностях — отвечать на письма поклонников знаменитого писателя, давным-давно превратившегося в затворника.
P.S.
P.S.
Случились и вынужденные изменения.
Берлинале приостанавливает вручение традиционной премии «Серебряный Медведь» имени Альфреда Бауэра — первого директора Берлинского кинофестиваля — «За открытие новых путей в киноискусстве».
Это случилось после скандальной публикации в DIE ZEIT. Выяснилось, что Бауэр занимал солидный пост в Национал-социалистической партии и контролировал по поручению Геббельса киноискусство Третьего рейха.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»