В Нью-Йорке, в Колумбийском университете состоялось событие с несколько странным, но, безусловно, интригующим названием «Супер-НОС».
Лев Рубинштейн. Фото: Александра Краснова / ТАСС
«НОС» — это название известной литературной премии, присуждение и вручение которой предваряется публичными дебатами, которые прямо в присутствии публики, прямо на сцене, прямо, как сейчас говорят, офлайн осуществляются членами жюри и командой приглашенных экспертов.
В этот раз дебаты были, прямо скажем, необычными. Во-первых, они оказались, так сказать, выездными. Во-вторых, речь в них шла не о книге прошедшего года, а о книге прошедшего десятилетия.
Таким вот несколько экзотическим образом был отмечен юбилей самой этой премии, учрежденной десять лет тому назад Фондом Михаила Прохорова.
Я как один из лауреатов премии (2012 год), а также новенький лауреат Александр Стесин были приглашены на эти дебаты. А еще меня и его попросили выступить с короткими речами о том, каким видится каждому из нас прошедшее десятилетие.
Дебаты шли по-английски, с которым у меня не самые, мягко говоря, доверительные отношения.
Поэтому я написал и, соответственно прочитал с помощью переводчицы свой текст по-русски.
После наших спичей начались собственно дебаты, в результате которых лауреатом «Супер-НОСа» стал роман Владимира Сорокина «Метель».
Достойное, по-моему, решение.
А моя речь — вот:
Я всегда активно, хотя и без особого успеха, стараюсь избегать двух жанров публичного коммуникативного поведения, жанров, которые обычно сами собой актуализируются в определенных календарных обстоятельствах — чаще всего в предновогодние или посленовогодние дни.
Первый, самый, пожалуй, ненавистный — это так называемые ПРОГНОЗЫ на ближайшее или тем более на отдаленное будущее. «Я вам не гадалка!» — с трудом сдерживая злобные интонации, говорю я (а чаще всего лишь думаю) в тех случаях, когда какие-нибудь медийные юноши-девушки пристают с вопросами типа «как вы думаете, что будет? ».
Второй — это так называемые ИТОГИ. «Расскажите, чем запомнился вам этот год, эти пять лет, десять, сто, пятьсот, тысяча? Чем? Ну, если в двух-трех словах буквально…»
Эти вопросы всякий раз застают меня врасплох, и я в состоянии, близком к панике, вдруг понимаю, что
меня вот прямо здесь и сейчас с головой накрыла пыльной мешковиной неприятная тетка с нарядным именем Амнезия.
Одним словом, в этих случаях я самым позорным образом не могу ничего вспомнить.
И я начинаю жалостливо мямлить: «Ну, что-то такое было, конечно. Не могло же ничего не быть, правда же? Что-то было! Точно! Было! Я только, извините, не помню, что».
И вот теперь, вот прямо здесь мне велят рассказать о том, чем мне особенно запомнилось прошедшее десятилетие.
И я сижу на крутом бережку, свесив ноги и закинув худосочную удочку в мутные воды своей дырявой памяти. Сижу и жду, когда клюнет. И главное, КТО клюнет? ЧТО клюнет? И клюнет ли вообще?
Ну хорошо, попробуем все же.
Я помню, например, что десятилетие началось с неожиданной общественной активности в нашем городе и в нашей стране, с очень симпатичной уличной активности, с многолюдных шествий и митингов, с очень осторожных, но от этого еще более дорогих и трепетных надежд. На что? Неизвестно, на что. Надежды у нас всегда самодостаточны и всегда первичны по отношению к объектам их приложения.
Я помню, что в начале этого десятилетия я робко постучался, а потом и вошел в мало мне понятное пространство фейсбука, в котором очень скоро я освоился настолько, что стал воспринимать и воспринимаю до сих пор это пространство как свое, а свое активное присутствие в этом пространстве — как собственный художественный проект.
Именно в это десятилетие я понял, что социальные сети вообще и фейсбук в частности — это современная литература, в общем-то, и есть.
Я помню, что в это десятилетие были многочисленные аресты, обыски, суды и приговоры. Были по этому поводу и протесты, а также множество разной степени талантливости, аргументированности и страстности текстов, в том числе и моих.
Я помню, что на эти годы пришелся необычайный расцвет такого художественного явления, как акционизм, расцвет, тоже отмеченный судебно-полицейскими последствиями, ставшими в восприятии многих как бы неотъемлемой частью или по крайней мере убедительным контекстом художественного процесса.
На церемонии вручения премии «Супер-НОС». Фото: russkiymir.ru
Помню, что разные посильные формы сочувствия и поддержки девушек из «Пусси-райот», или Петра Павленского, или авторов выдающегося художественного произведения с использованием и даже участием одного из петербургских мостов стали восприниматься мною как моя естественная обязанность.
Еще что-нибудь стараюсь вспомнить. Еще что-нибудь…
А! Вот! В один из годов прошедшего десятилетия я стал лауреатом литературной премии «НОС», каковое обстоятельство мне по сегодняшний день греет душу и наполняет ее не вполне четко формулируемыми, но, безусловно, позитивными и даже радостными ощущениями.
Короче говоря, это было не вполне потерянное десятилетие. Совсем даже не потерянное. Для меня по крайней мере.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»