Леонид Слуцкий снова удивил — вместо того, чтобы переживать свое добровольное расставание с голландским «Витессом», анализировать вторую европопытку и просто отдыхать в предвкушении новогодних праздников, он взял и принял казанский «Рубин». Что, несомненно, говорит, по крайней мере, о двух вещах, присущих неординарному специалисту и человеку. Во-первых, он трудоголик. Во-вторых, авантюрист. Ну если помягче, то человек, любящий и умеющий наслаждаться приключениями. Даже если он их находит не там, где надо.
Успешным тренером без большого футбольного опыта уроженец Волгограда сделал себя сам. Звездный час пришелся на годы работы с ЦСКА — три чемпионства и два Кубка России за семь лет, выход в четвертьфинал Лиги чемпионов, приглашение возглавить национальную сборную. Слуцкий буквально за уши вытянул главную команду страны в финальную часть Евро-2016, где провалился безнадежно и бесповоротно. Метод зализывания ран Леонид Викторович избрал нетривиальный — рванул в Лондон в «Челси» за опытом, заодно выучил язык и возглавил вылетевший из премьер-лиги скромнейший «Халл Сити». Говорят, что не без протекции Романа Абрамовича, но какая разница — он же не топ-клуб принял, а аутсайдера с задачей срочно вернуть «Халл» в премьер-лигу. С учетом бедственного состояния команды авантюра была еще та, что довольно отчетливо проявилось почти сразу,
но удивительное дело — «Халл Сити» заваливался и в Чемпионшипе, а Слуцкого любили.
За веселый нрав, за откровенность, за находчивость, за самоиронию, наконец. Он не жаловался, работал как вол, и через полгода ушел, не провожаемый оскорблениями, что было бы куда естественнее — «Халл» к тому моменту шел пятым с конца.
Через три месяца новоявленного европейца пригласил «Витесс». Кто-то снова увидел в этом «руку Абрамовича», но клуб из Арнема по своему потенциалу немногим отличался от «Халла», с поправкой на то, что это была эредивизия. То есть Нидерланды, где своих специалистов хватает с лихвой, а россиян в качестве главного тренера вовсе никогда не видывали. В Голландии футбол веселый, невыполнимых задач перед Слуцким не ставили, все должно было, наконец, сложиться. В первом же сезоне при новом главном тренере «Витесс» обновил клубный рекорд по количеству забитых мячей, финишировал пятым, что вполне соответствовало финансам и амбициям. Тут бы и попридержать коней, зафиксировать достигнутое, но «Витесс» со Слуцким занесло и вознесло — после пяти туров нынешнего чемпионата он шел первым. Впереди «Аякса», ПСВ и прочих.
Тогда я впервые подумал, что это не к добру и падать придется больно.
Пара травм, пара продаж, один внутрикомандный скандал с Базуром, после замечания пославшим тренера куда подальше, — и «Витесс» ушел в пике. На счет «пять» после череды обиднейших поражений Леонид Слуцкий сказал, что «должен думать не только о себе, но и о клубе, болельщиках и игроках», а потому уходит. Контраст между феерическим стартом и ужасным продолжением оказался слишком велик. Провожали его с сожалением и пониманием, оценив жесткость подхода главного тренера прежде всего к самому себе.
Арнему он, конечно, запомнится. И всей эредивизии тоже. Это Слуцкий после двух пенальти в ворота своей команды в матче с ПСВ назвал судью Сердара Гезюбрюка «худшим в мире». Это Слуцкий в своем инстаграме за день набрал подписчиков больше, чем «Витесс» за все время. Это Слуцкий прокомментировал свое раскачивание на тренерской скамейке во время матча как «маятник Фуко». Это работу Слуцкого сопровождали слухи о скором его повышении, вплоть до «Монако» — который, впрочем, давно не блещет.
Однажды Леонид Викторович произнес фразу, которая вполне его характеризует: «Приключение может закончиться плачевно, но все равно оно интереснее». Чем унылая борьба за существование, надо полагать.
Может, теперь, по возвращении, придется вспомнить и о борьбе, потому что приглашение в «Рубин» на азартное приключение пока никак не тянет.
Приглашение в «Рубин» на азартное приключение пока никак не тянет. Фото: ФК «Рубин»
Некогда чемпионский клуб ныне скучнейший середняк, а на данный момент вовсе аутсайдер, не выигрывающий примерно столько, сколько прежняя команда Слуцкого, и забивающий разве что по праздникам. Да и российская премьер-лига от эредивизии отличается кардинально, сам же Леонид Викторович об этом заявлял неоднократно.
Можно почти не сомневаться, что пятилетний контракт на три миллиона евро до конца Слуцкий не отработает.
Как можно не сомневаться и в том, что «Рубин» и всю ситуацию вокруг него Слуцкий по крайней мере расшевелит. Но будьте терпеливы, как писал классик, и будьте осторожны. Леонид Слуцкий надолго в Россию не возвращался три года. Он возвращается не совсем в ту же страну, которую он покидал ради новых открытий и вызовов.
Боюсь, что европейский опыт, в том числе и профессиональный, ему здесь не слишком и пригодится. Что касается атмосферы, то присущая Леониду Викторовичу раскованность и привычка называть вещи своими именами могут сильно осложнить ему жизнь. У нас сейчас поклонники фигурного катания готовы загрызть друг друга, а одна неосторожная фраза может погубить карьеру.
Карьеру телекомментатора Слуцкий, правда, уже погубил, некстати упомянув в эфире Первого канала, пусть в качестве шутки, запрещенную фамилию «Навальный».
Слуцкий и о московских летних протестах высказывался сочувственно и вообще «не совсем наш человек», а если и результаты «Рубина» кардинально не улучшатся, то придется снова вспоминать, что где-то есть Европа, которой нестандартный тренер Леонид Викторович Слуцкий уже не чужой. Если кто думает, что я заранее отправляю Слуцкого куда-нибудь подальше от наших реалий, то он ошибается. Я за то, чтобы и здесь было разнообразнее и по возможности веселее. Так что в духе кавээновских эскапад фигуранта — жги, Леня! Жги, пока не остановят.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»