Комментарий · Политика

Именем гражданина начальника

Фигуранта «московского дела» Чирцова отправили по этапу, не дожидаясь решения суда

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Две недели назад 22-летнему Никите Чирцову вынесли приговор — год колонии общего режима за то, что он толкнул в грудь полицейского на акции 27 июля. На днях его бабушка Надежда Сергеевна хотела заказать внуку обед в СИЗО, как она часто делала, пока он был под арестом, — однако в изоляторе сообщили, что заключенный «убыл» и обед до него не дойдет. Никиту уже отправили по этапу, несмотря на то, что впереди еще рассмотрение апелляционной жалобы. Мосгорсуд имел возможность изменить или даже отменить вынесенный Чирцову приговор. Однако ФСИН решила все сама без суда.
19 декабря бабушка Никиты Надежда Сергеевна, проживающая в городе Березники Пермского края, написала письмо внуку через сервис ФСИН-письмо. Ей пришел ответ, что заключенный переведен в другое учреждение. Оплаченный обед, который она ему заказала, не смогли доставить по той же причине. Адвокат Никиты Александр Борков поехал в СИЗО «Бутырка» выяснять ситуацию, однако в следственном изоляторе поначалу тоже не могли ответить, куда пропал заключенный.
— Мне там сказали, что Никита еще находится у них. Пробили по компьютеру, по базе, — рассказывает Борков «Новой газете», — но в течение дня стали выяснять и установили, что, оказывается, он уже этапирован и сейчас в Курске. Курск, скорее всего, это что-то вроде перевалочного пункта, потому что отбывать наказание он должен ближе к дому. Соответственно, колония будет где-то в районе Пермского края.
Все, что произошло, как объясняет Борков, абсолютно незаконно. Приговор в отношении Никиты еще не вступил в законную силу:
«Решение апелляционного суда может быть любое: об изменении приговора, об отмене приговора, об изменении вида наказания, об изменении учреждения, в котором он должен отбывать наказание. Сейчас получается, что в полном объеме нарушены его права. Во ФСИН приняли решение за Мосгорсуд».
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Напомним, Никиту депортировали из Минска в Москву 30 августа, а позже предъявили обвинение в применении насилия в отношении представителя органа власти на акции 27 июля. При этом «пострадавший» полицейский Юрий Михаленок на суде заявил, что «как таковой боли не было» и он готов принять извинения Чирцова и согласен на примирение сторон.
Однако на следующем заседании Михаленок вдруг поменял позицию и был настроен иначе.
— Я прошу простить меня, — обратился Чирцов к Михаленку. — Не хотел причинить боль и нападать. Ну это толпа людей, эмоции меня захлестывали, видел, как человек просил о помощи. Увидел вас и испугался, попытался отстраниться.
— Принимаете извинения? — спросила судья Елена Булгакова у «пострадавшего».
— Я не хочу рассуждать в плоскости морали, а нужно решать со стороны закона, — ответил Михаленок. — Не хочу принимать… За определенные действия должна быть ответственность по закону.
Бабушка Никиты Надежда Сергеевна выходит на одиночный пикет в Березниках почти каждый день.
Она стоит с плакатом «Свободу Никите Чирцову», говорит, что не может ничего не делать: «Когда постою, мне легче становится. Хоть этим поддержу Никиту». Очень просит писать Никите письма, чтобы он чувствовал поддержку: «Может, совсем короткие. Совсем ни о чем».
Куда именно писать, на сегодняшний день неясно, учитывая то, что, по словам защиты Чирцова, со стороны ФСИН не были соблюдены законные сроки подачи апелляции на приговор и возможность оспорить виновность человека.
По словам адвоката Никиты Чирцова Боркова, формально по этапу отправили «человека, который еще числится невиновным».
смотрите

«Фигуранты». Документальный фильм «Новой газеты» о «московском деле»