Сюжеты · Общество

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Вера Челищева , репортер, глава отдела судебной информации
Болотное дело
В Замоскворецком районном суде Москвы гособвинение попросило заочно приговорить обвиняемого по «болотному делу» Дмитрия Бученкова к восьми годам колонии общего режима. Бученкова обвиняют в применении насилия к полицейским (ч. 1 ст. 318 УК) и в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК) на Болотной площади 6 мая 2012 года. По версии обвинения, активист во время столкновений участников «Марша миллионов» с силовиками бил полицейских, распылял перцовый газ и переворачивал биотуалеты.
Бученков вину не признал. Он настаивает, что его вообще не было на Болотной площади, так как 6 мая он находился в Нижнем Новгороде, это подтвердили данные базы ГИБДД о перемещении его машины.
Активист уехал из России в 2017 году из-под домашнего ареста накануне прений и получил политическое убежище в Литве.
Дело Сети
Гособвинитель на выездном заседании Центрального окружного военного суда в Пензе заявил, что снимает обвинение в попытке поджога военкомата с инструктора по стрельбе Дмитрия Пчелинцева, который проходит подсудимым по «делу «Сети» (признанной террористической и запрещенной в РФ организации). Прокурор Сергей Семеренко объяснил, что обвинение выдвигали на основании признательных показаний самого Пчелинцева после задержания в 2017 году, которые впоследствии не нашли подтверждений. Следствие считало, что именно Пчелинцев был тем, кто 23 февраля 2011 го­да кинул бутылку с зажигательной смесью в здание военкомата, ущерба зданию это не нанесло. Он признался в причастности к инциденту уже в пензенском СИЗО № 1, где к нему применяли пытки током. Помимо этого эпизода (в окончательном обвинении Пчелинцеву, как и Илье Шакурскому) было еще несколько: участие в организации «Сети» и незаконное хранение оружия.
Дело экс-министра
Басманный суд Москвы приговорил к 14 годам колонии общего режима Алексея Кузнецова, который с 2000 по 2008 год возглавлял областное министерство финансов. Кузнецова признали виновным в мошенничестве, ущерб от которого составил более 14 миллиардов рублей — эту же сумму с него взыскали в качестве компенсации. По данным следствия, через «Московскую областную инвестиционную трастовую компанию» он похитил 3,6 миллиарда, выделенных правительством области на погашение долгов по ЖКХ, и около 7 миллиардов, выделенных на строительство торгового центра. Согласно материалам дела, деньги были выведены на кипрские офшоры, после чего на них приобрели два отеля в Куршевеле, виллы в Сен-Тропе, квартиры с мебелью и предметами искусства в Париже, а также драгоценности и антиквариат. Кузнецова задержали во Франции в июле 2013 года, а выдать его России глава французского правительства согласился в ноябре 2017 года. Его жену Жанну Булах, которую США выдать отказались, заочно приговорили к 11 годам лишения свободы.
Дело о пытках
Южно-Сахалинский городской суд приговорил троих сотрудников полиции к 4 годам и 6 месяцам, 4 годам и 3 годам колонии общего режима за пытки задержанной ими женщины. Подсудимые признаны виновными в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК). Им также запретили в течение трех лет занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти.
По версии следствия, 10 ноября 2015 года трое сотрудников отдела полиции Южно-Сахалинска задержали женщину по подозрению в краже. По данным прокуратуры, полицейские девять часов избивали женщину, связывали, пытали электрошокером, надевали на голову пакет и перекрывали доступ к кислороду, при этом угрожали изнасиловать.
Вера Челищева, «Новая», Медиазона