Дмитрий Травин , руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета
Инспекция метро. Фото: пресс-служба Смольного
За те сто дней, что Александр Беглов правит Петербургом не как врио, а как «законно избранный» губернатор, произошло одно значительное изменение. Столь радикальных перемен не было на моей памяти, а я ведь живу в нашем городе с рождения. Что же произошло? Со схемы метрополитена, вывешенной в подземных вагонах, совершенно исчезли строящиеся станции.
Помню, еще в юности я с интересом следил за тем, как станет развиваться метро. Ожидания порой не сбывались. Строительство сильно затягивалось. А про многие станции, запланированные еще в 1980-х, потом даже не вспоминали. Но сам принцип информирования горожан о перспективах строительства сохранялся всегда. Пока не пришел Беглов. По всей видимости, он так натерпелся с никак не поддававшимися ему Шушарами, что принял решение вообще не раздражать народ несбыточными надеждами на развитие метрополитена.
И впрямь, куда же это годится — надеяться на «сбычу мечт» о метро? Когда мой сын поступал в университет, ему предстояло учиться в здании, находящемся в самом конце Галерной улицы, откуда хоть три года скачи — ни до какой станции метро не доскачешь… Я утешал тогда сына перспективами строительства «Театральной»: потерпи годик-другой, а там… Сын уже окончил бакалавриат. Затем отучился в магистратуре на другом конце города. Сейчас он аспирант. А «Театральная»…
Наконец-то станцию убрали с карты метрополитена вообще, чтобы не возбуждать в населении опасных надежд на завершение ее строительства.
В Москве тем временем вывешенная в вагонах схема стала столь замысловатой, что каждый раз, прибывая в столицу, я тщательно ее изучаю, но во все тонкости собянинского замысла так и не успел еще проникнуть. Кольца… диаметры… экспрессы… И множество новых станций, регулярно появляющихся на разных ветках. В этом смысле Петербург гораздо ближе к Урюпинску, чем к Москве. Общее количество станций (наземных и подземных) в столице нашей родины превышает число питерских станций на большую величину, чем число питерских станций превышает число урюпинских (где метро, как известно, нет вообще).
Можно, конечно, просто посмеяться над этой историей со схемой метрополитена, но вообще-то она довольно точно отражает общее состояние дел в городе, которое сформировалось, естественно, задолго до прихода Беглова. Не стоит думать о развитии города. Его нет и не будет. Точнее, все то, что зависит от частного сектора экономики, энергично развивается. Кафе, рестораны, магазины, отели… Даже жилищное строительство худо-бедно идет, хотя цены на рынке недвижимости для нашего небогатого населения высоковаты. А вот про все то, что зависит от городских властей, лучше не вспоминать. Может, и построят рано или поздно. Но скорее поздно, чем рано. Поэтому пусть лучше введение объекта станет приятным сюрпризом для горожан. Уже и мечт-то никаких нету, а тут — их внезапная сбыча.
К столетию Гергиева сдадут «Театральную». К столетию Путина пророют тоннель для выхода с «Чернышевской» прямо на Басков переулок, к музею. А к столетию Медведева вывесят новую схему метрополитена: без строящихся станций, зато с лозунгом «Денег нет, но вы держитесь».
Состояние дел в Петербурге, в свою очередь, отражает состояние дел в России.
Москва сегодня — не российский город. Она живет особой жизнью. Из нее делают витрину путинской России.
С одной стороны, чтобы иностранцам показать можно было. С другой — чтобы народ столичный был сыт, доволен и не бузил возле Кремля. А вот в Петербурге, как в Урюпинске и других культурных столицах России, положение дел точно соответствует экономической стагнации, которую даже Росстат, постоянно пересматривающий свои цифры, победить не может.
Страна, где нет условий для развития экономики, не способна развиваться вообще. Чудес не бывает. Можно, конечно, перекачивать деньги из Сибири в Москву для имитации успехов, но уже в Петербурге невозможно сделать имитацию хоть сколько-нибудь правдоподобной. Схема нашего метрополитена правдоподобнее отражает ситуацию в путинской России, чем телевизор или даже сводки Росстата.
Вместо метрополитена, который в годы моего детства считали символом советской России, сегодня символом становится трубопровод. Сегодняшняя Россия — это нефть и газ. Не будет Путина — Россия сохранится. Не будет метро — Россия сохранится. Но если не будет трубы — всем нам труба.
Возможно, в метрополитене и в других общественных местах стоит вывешивать схему трубопроводного транспорта России. Чтоб заряжаться оптимизмом и смотреть, как удлиняется «Сила Сибири», перекачивающая газ в Китай…
Хотя нет, не стоит. Ведь если народу каждый день показывать, как Кремль получает деньги за газ, неизбежно возникнет вопрос, куда же они деваются и почему не строят метро.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»