12 декабря к зданию УМВД по Тюменской области вышел мужчина в черной шапке, куртке и затемненных очках. Он развернул плакат: «Спасибо, что не убил! Сын полицейского угрожал пистолетом, а судят меня».
Мужчину зовут Никита Кышко. Он полагает, что исчерпал все правовые возможности доказать следствию свою невиновность в инкриминируемом преступлении: «причинении тяжкого вреда здоровью» Тимуру Муратову, сыну бывшего начальника УВД по Калининскому округу города Рината Муратова. Уголовное дело расследуется уже год. По словам мужчины, расследование саботируется, а следствие не желает изучать доводы защиты.
— Мне вменяется ч. 3 ст. 111 УК РФ — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью организованной группой лиц», как и обещала супруга Муратова во время нападения. Расследуется дело в отделе полиции № 6, куда нас и доставляли после конфликта, хотя подследственность по такой статье — прерогатива СК. За год провели лишь очную ставку между Венерой Муратовой и моим другом Алматом Абыдкалыковым (был с Кышко в день нападения) и ограничились лишь взятием показаний.
По словам Никиты Кышко, сторона защиты ходатайствовала о приобщении и экспертизе видеозаписи, которую он сделал во время нападения, о проведении очных ставок, следственного эксперимента, но во всем этом ему отказывают.
— Во время первой очной ставки они [сын полицейского и его супруга] сильно «сыпались». Было видно, что ребята лукавят, и у них ничего не сходится, если сравнить их слова с видеозаписью с места происшествия. Но следствие говорит, что видеозапись «не подтверждает факт нападения» Муратова, что это самооборона. Полгода следственных действий вообще не проводили, мы неоднократно направляли жалобы в районную прокуратуру, даже отписки не получили до сих пор.
Самооборону и превышение необходимых пределов самообороны следствие даже не рассматривает. А статья — до 12 лет лишения свободы — по ней даже условный срок не назначают.
Стычка между Муратовым и Кышко произошла вечером 15 декабря прошлого года на парковке возле гриль-бара «Ермолаев». На записи с регистратора автомобиля видно, что мужчина, находящийся явно в нетрезвом состоянии, угрожает пистолетом водителю, который сделал ему замечание из-за оставленной на дороге машины. На кадрах запечатлено, как пьяный тюменец перезаряжает оружие и направляет его на стекло автомобиля прямо на находящуюся в нем семью.
Мужчина признается, что он был в шоке от произошедшего, потому что в машине был установлен газ (столкновение было опасно возгоранием), а в салоне находились его супруга, друг, супруга друга и ребёнок. На записи регистратора видно, как Кышко выходит из автомобиля. После этого, по словам мужчины, Муратов наставил на него пистолет еще раз (это подтвердили на следствии три свидетеля). Начался конфликт, в ходе которого к Кышко подбежала жена нападавшего и также вступила в драку, попутно угрожая связями в УБОП.
«Этот человек сейчас не работает в полиции, он наш бывший сотрудник, — рассказывали тюменскому изданию 72.ru после инцидента в пресс-службе областного УМВД. — Пистолет, который был при нем, — травматический, официально зарегистрированный. После инцидента мужчину увезла скорая помощь, а тюменца, который развязал драку, доставили в отделение полиции для дальнейших разбирательств».
Интересный момент: МВД не стало привлекать Муратова к ответственности за использование огнестрельного оружия. По закону, недостаточно получить на него лицензию. Существует еще и порядок его хранения и ношения. ФЗ «Об оружии» разрешает гражданам России хранить и использовать оружие во время охоты, спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб, а также в целях самообороны. Но не использовать его против человека, сидящего в машине возле ресторана.
На следующий день после потасовки сотрудники полиции пришли в дом к Никите Кышко с обыском и задержали его друга Алмата Абдыкалыкова, гражданина Казахстана, как участника потасовки. Абдыкалыков был задержан полицейскими в порядке 91 статьи УПК, его продержали два с половиной дня в ИВС, затем отпустили. Причем сотрудники полиции представили в суд сведения о том, что «Кышко скрывается в своей квартире вместе с Абдыкалыковым, хотя еще накануне оба мужчины написали объяснения сотрудникам полиции».
По словам Никиты Кышко, друг помог ему отобрать у Муратова пистолет. Но теперь они оба проходят обвиняемыми как «организованная группа лиц, умышленно причинившая тяжкий вред здоровью Муратова». Супруга сына полицейского Венера настаивает, что нападение молодые люди совершили на почве межнациональной ненависти к русским, а Кышко, находясь с семьёй казахов в одной машине, проехался по ногам Муратова, выкрикивая: «Нерусский».
В отношении Тимура Муратова, нужно сказать, уголовное дело после потасовки было возбуждено. Его обвинили в угрозе убийством. Мировой суд сначала приговорил его к одному году и трем месяцам ограничения свободы, но приговор не устоял в вышестоящем суде, был отменен и направлен на новое рассмотрение.
— Приговор отменили из-за процессуальных нарушений. Перед отменой ко мне подошел адвокат Муратова Александр Белоусов. «С Алматом поговорите, если готовы дать денег, то я со своей стороны обещаю, что дело развалится», — сказал он. Все разговоры я записал на диктофон, — говорит Никита Кышко.
Судебно-медицинская экспертиза по причинению тяжкого вреда здоровью Тимура Муратова была готова моментально — уже на следующий день после инцидента. Эксперт Барышников С.Н. подтвердил тяжкие последствия для здоровья сына экс-силовика: переломы костей основания черепа, ушиб головного мозга легкой степени, рана, гематома и ссадины на левой половине лица.
Правда, люди с переломом основания черепа обычно находятся в коме и редко выживают, но Тимуру Муратову, видимо, повезло: ни в какую кому он не впадал.
Сам Никита Кышко из всего перечисленного экспертом считает реальным лишь сломанный палец: он и сам в протоколах допроса указывал, что вместе с Алматом Абдыкалыковым пытался обезоружить нападавшего.
Экспертизу по причинению вреда здоровью самому Кышко удалось получить только спустя 11 месяцев. Эксперт Чуканова вообще не установила вред здоровью Кышко, за исключением ссадины на правой кисти.
Согласно данным заключения эксперта № 7946, при прохождении медиков в ОКБ № 2 после драки Муратов сознался, что находится в состоянии алкогольного опьянения. Но нахождение им в пьяном виде не было традиционно признано отягчающим обстоятельством при рассмотрении дела о покушении на убийство. Медики могли направить его на медосвидетельствование, так как при криминальном характере обращения в больницу это имеет важное значение. Но и этого сделано не было.
О Тимуре Муратове известно, что он, будучи курсантом школы милиции, в 2002 году сломал руку сотруднику ДПС. Тобольский городской суд признал его виновным и приговорил к двум годам лишения свободы, но Тюменский областной суд вновь был к нему благосклонен — и реальный срок заменили условным, освободив из СИЗО‑3 Тобольска. Курсант полиции уже является сотрудником и получает звание.
На следующий день после пикета полиция сообщила, что дело в отношении Кышко передано в суд.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»