Сюжеты · Культура

Сталин, Летсплей и секретарь по идеологии

В Москве и Санкт-Петербурге завершился «Артдокфест»

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Призеры основного конкурса были определены в конце октября в Риге. В Москве состоялся показ большей части работ. 12 декабря награждали победителей второго по статусу конкурса — «АртдокСеть»-2019, фильмы которого размещены авторами в свободном доступе в интернете.
Лучший фильм программы «АртдокСеть»-2019
Им стала лента «Исход» Николая Наседкина о художнике Феликсе Бухе, который расставляет свои скульптуры из камней на улицах Москвы. В их очертаниях узнаются фигуры людей, куда-то напряжено идущих и одновременно ждущих какого-то откровения. В этом и заключена для автора тема «Исхода».
Кадр из фильма «Исход»
Специальный приз жюри
Его получила картина Ивана Качалина «27 секунд памяти». Лента о том, как 26 октября в день годовщины теракта на Дубровке родственники погибших и бывшие заложники собираются на площади перед местом трагедии. Но треть населения России ничего не знает и не хочет знать о трагедии «Норд-Оста».
Кадр из фильма «27 секунд памяти»
Приз Зрительских симпатий 
Профессиональное жюри оценивает работы конкурса «АрдокСеть» только второй год. До этого победителя выбирали зрители. В этом году зрители отдали пальму первенства картине «В поисках Валентины Абрамовой» Валерия Отставных. Это поразительная история об одной бесследно исчезнувшей женщине. Социальный триллер о нашем равнодушии и о том, как из ничего — обрывков информации, слов соседей — автор фильма составляет образ своей героини.
Кадр из фильма «В поисках Валентины Абрамовой»
В этот же день объявили победителей национальной премии в области документального кино «Лавровая ветвь» — 2019.
Лучший арт-фильм
Им стали «Государственные похороны»Сергея Лозницы. Страна прощается с диктатором, и это прощание превращается грандиозный спектакль, обнажающий суть и чудовищную силу воздействия культа личности. Фильм основан на уникальных архивных материалах, снятых в СССР 5—9 марта 1953 года, когда вся страна хоронила Иосифа Сталина.
Кадр из фильма «Государственные похороны»
Лучший неигровой телевизионный фильм
Им стал «Летсплей»Владимира Головнева.В 2016-м киберспортивные игры признали в России официальным видом спорта. Фильм Головнева — многомесячное наблюдение за жизнью мировых чемпионов киберспорта. Студенты из Санкт-Петербурга, Ставрополя, Владимира и Казани познакомились в онлайн-шутере Warface. Вместе выиграли чемпионаты России и мира. И вместе меняют отношение к геймингу: для них компьютерные игры — увлекательнейшая профессия.
Кадр из фильма «Летсплей»
Лучший неигровой кинофильм
Им стали «Хроники ртути»Бена Геза и Александры Кулак. Кино о городе-призраке.Новая Идрия — заброшенный шахтерский городок, следствие экологической и экономической катастроф. В этом постапокалипсисе, некогда цветущей, а ныне отравленной калифорнийской долине, живут брат и сестра — Кейт и Кемп. Во время съемок фильма в 2017 году Кейт попала в автокатастрофу. Ее смерть проявляет ту силу жизни, которую Кейт вносила в умирающий город — Новую Идрию. Скромное, но магическое кино о подлинной человечности.
Кадр из фильма «Хроники ртути»
лучший дебют
Им назван фильм Юрия Пивоварова «Секретарь по идеологии».Его герой, 16-летнийИван Комендантов, — секретарь по идеологии Сталинградского районного комитета комсомола Москвы. И не важно, что такого района на карте столицы нет. Идеология для юного, верящего в идеалы коммунизма Вани важнее реальности, дороже всего на свете. От всего сердца Ваня готов оказать братскую помощь и товарищам с Донбасса, и представителю Китайской компартии.
Кадр из фильма «Секретарь по идеологии»