Колонка · Общество

Подарок слепому — фотоаппарат

Репортаж с инклюзивного концерта

Злата Аскерко , специально для «Новой»
об авторе<br> &nbsp;
Злате Аскерко — шестнадцать. Когда случился теракт в Театральном центре на Дубровке, ее мама Лилия была на шестом месяце беременности. Вместе с мамой Злата пережила захват, освобождение и действие усыпляющего газа, который российские власти применили при штурме. Она родилась с признаками поражения нервной системы, симптомами перенесенной в утробе гипоксии и задержкой развития. В полтора года Злате диагностировали церебральный паралич. Все Златино детство Лилия, как львица, билась с государством за здоровье дочери. Сейчас они бьются вместе. Сегодняшнему развитию Златы могут позавидовать взрослые: она занимается верховой ездой, стрельбой из лука, рукопашным боем, лазает на скалодроме, пишет стихи, участвует в конкурсах, олимпиадах, фестивалях. А теперь еще — ведет в «Новой» колонку о жизни в России людей с особенностями.
Злата Аскерко
Несколько дней назад я вернулась из Казани, где проходил конкурс Игоря Крутого «Добрая волна». Я помню, как ехала туда с огненными фейерверками в душе, но теперь чувствую, что от них остался холодный пепел.
Парню, который всю жизнь мечтал стать певцом, дали книжку волонтера.
Мне предложили выехать на сцену на коляске, чтобы все сказали, какая я бедная и разнесчастная. А то, какой путь мы с мамой прошли, чтобы я встала на ноги, — он что, не считается?
Или эта победа не достойна уважения?
Слепому мальчику подарили фотоаппарат и сделали на него селфи с группой MBAND, которое он никогда не увидит.
Смешно? Хотя чему удивляться. Я не раз убеждалась, что для судей и высокопоставленных лиц мы шуты и клоуны, над выступлениями которых можно лишний раз посмеяться. Так что им, наверное, все равно, что дарить детям. А если ты пытаешься сказать правду в глаза, тебя никто слышит. Ну конечно! Зачем что-то менять, когда можно просто сидеть и смеяться.
Это еще не все.
Я была ошарашена, когда «звезды» вышли на сцену и начали открывать рот под фонограмму, в то время как дети вытягивали сложные ноты серьезных песен.
На пресс-конференции с этими «звездами» я видела восхищенные взгляды детей. Мне было интересно узнать, что значит эта встреча с нами для российских артистов? Мне тогда не достался микрофон. Но мне кажется, что ответ очевиден. Для них ничего не значит общение с нами, они чувствуют к нам только жалость. Как я это поняла? Да потому что Игорь Крутой, когда увидел особенных детей, заплакал и ушел с пресс-конференции! А ведь нас не жалеть надо. Нас нужно считать равными и относиться к нам с уважением. Жалость не самое хорошее чувство. И нас, людей с особенностями, оно убивает.
Игорь Крутой выступает в Казани на им организованном благотворительном конкурсе «Добрая волна». Фото: kzn.ru
Последняя картина: одна мама с трудом, надрывая спину, втаскивает дочку-инвалида на стол, чтобы одеть. Где ваши волонтеры? Они ведь должны были весь срок пребывания этой семьи в Казани быть рядом с этой девочкой!
Задумка Игоря Крутого под лозунгом «Исполняй мечты!» была хороша, но — для ее воплощения в жизнь было слишком много «но».
Нам нужны уважение и помощь, а не ваши слезы. Их и так хватает в судьбах матерей и детей.
На этом концерте я попрощалась с лживо-яркими огнями красивой сцены.