Когда я передаю этот текст, лагерь под окнами рабочего кабинета Зеленского уже свернул палатки: сдачи государственных интересов не произошло. Итоговую пресс-конференцию и брифинг протестующие смотрели здесь же, на большом экране. Довольны далеко не всем, но «зраду» в поведении гаранта не обнаружили. Начиналось все вечером 8 декабря с иным настроением.
«Возвращай не унитазы, возвращай Крым!» — лозунг у входа в офис президента в Киеве. Фото: «Uhjvflcrjt»
Синие палатки
— Тут разная публика, но мы объединились ради национальных интересов. Это не централизованный подвоз бюджетников. Исключительно люди, которые прибыли по собственной воле.
— Некоторые медиа передавали: с Западной Украины на Киев следуют переполненные поезда! Это так, но не волнуйтесь: вся Западная в столицу не выехала. Выйдут на площади во Львове, в Тернополе, в Ивано-Франковске с аналогичной повесткой.
— И в Запорожье народ вышел, и в Харькове!
— Акции происходят и за границей — в Лиссабоне, например, в Риме, а также в США и Канаде. Мировой Конгресс украинцев поддержал наши требования к Зеленскому.
— Возможно, у кого-то есть страх. Или богатая фантазия, если говорят о готовящемся штурме офиса. У нас таких намерений, по крайней мере по состоянию на сейчас, нет. Мы подчеркиваем: акция мирная, мы действуем исключительно в рамках Конституции. Сегодня мы — подмога Зеленского, его плечо.
«И когда за «нормандским столом» его начнут склонять к уступкам России, он должен сказать: "Я с этим в Украину вернуться не могу!"»
— Конечно, президент может воспринять это как деструктивные действия, заговор или попытку изменить конституционный строй. Но мы продолжаем настаивать на том, что мы помогаем. Пусть распорядится инструментом, нашей акцией, для пользы дела. Руководитель парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия сказал в эфире одного из телеканалов, что за Зеленского все должны болеть, как за национальную сборную по футболу на выездном матче… Вот мы и болеем. Понимаете, опасность состоит в том, что если будем молчать и проявлять пассивность, то президент подумает — граждане примут любое его решение, связанное с уступками России. Если же он совершит такое преступление, будет поздно выходить протестовать. Он возьмет на себя некие обязательства, которые придется выполнять. Общество, безусловно, не позволит этого сделать — вот и прямая дорога к дестабилизации внутри Украины. Мы тут превентивно, чтобы предотвратить негативный сценарий. Так лучше будет и Зеленскому, и всем нам.
Как на самом деле прошла встреча в Париже<br>
«Можно ли пожимать руку Путину?» Президент Зеленский — об итогах нормандского саммита
«Нет капитуляции!». Собравшиеся смотрят прямую трансляцию о ходе «нормандских» переговров. Фото: «Громадское»
Приведенные фрагменты высказываний — с брифинга организаторов акции под названием «Стража на Банковой» (название улицы, где находится здание офиса президента Украины). Общение с прессой состоялось прямо у синих палаток, разбитых рядом с офисом, почти в полной темноте, подсвечиваемой бликами фотовспышек. Соорганизаторы «Руха сопротивления капитуляции» — Михайло Басараб, Павел Белоус и Александр Иванов, а также Сергей Джердж, председатель Украинской Республиканской партии, и Олег Витвицкий, представитель Украинской Галицкой партии — призывали телеканалы широко освещать происходящее. На правом фланге от них — как бы в одной шеренге, но и особняком — стоял Андрей Билецкий, основатель и экс-командир полка «Азов» (организация, запрещенная в РФ. —Ред.), лидер политической партии «Национальный корпус», депутат Рады минувшего созыва.
Фанаты Билецкого идентифицировались в массе собравшихся без труда: несколько сотен юношей в пятнистой униформе с логотипом «Национальные дружины», часть в балаклавах, и похожие с виду на старшеклассников члены «Нацкорпуса» в фирменных куртках. Их присутствие можно было сравнить с гарантийным письмом: эксцессов, способных превратить течение привычной для демократической страны протестной акции в неконтролируемый процесс, не случится. Сколько бы Билецкий ни отвергал публично сотрудничество с действующим главой МВД Арсеном Аваковым, практика свидетельствует:
радикалы под рукой боевого командира и порядок наведут при необходимости, и шороха наделают. Все в зависимости от приказа.
Впрочем, ряды бойцов Нацгвардии и спецназ держали площадь в поле зрения, а на повороте с Институтской на Банковую дежурили пожарная машина и автомобиль, утыканный антеннами и видеокамерами. Среди активистов ширились слухи, что с тыла еще подогнали автобусы с полицейским подкреплением и автозаки. Ведь начало ночной «Стражи на Банковой» ознаменовала стычка. Силовики не позволили смонтировать сцену и провезти к офису президента культовые железные бочки для костров и дрова… Чуть позже, правда, основу и крепления для помоста, а также каркас сооружения, похожего на торговый павильон, внесли. Полицейские даже помогали аккуратно развернуть громоздкие балки в проеме прохода на охраняемую территорию.
День простоять, ночь продержаться
«Если Зеленский сдаст страну Путину, мы не уйдем» — настроения ночного митинга в Киеве. Фото: «Громадское»
После общей молитвы и хорового пения гимна прямо на ступеньках административного здания установили звукоусиливающую аппаратуру и показали «вторую серию» дневной акции, что состоялась на майдане Независимости. Вечерний митинг отличался меньшей численностью и отсутствием вип-политиков.
Днем полиция насчитала 8 тысяч человек, а экс-президент и фронтмен оппозиции Петр Порошенко сообщил в своем телеграм-канале о 20 тысячах сторонников. Вечером на авансцену выходили представители новых либо малопопулярных партий и движений вроде организации под названием «Неизвестный патриот». Дневной сбор борцов с капитуляцией был отмечен обилием флагов партии Порошенко «Европейская солидарность» и внепарламентской «Свободы», хоть инициаторами мероприятия, кроме «ЕС», выступали «Батьківщина» Юлии Тимошенко и «Голос» Святослава Вакарчука. Ночью у офиса президента развевались преимущественно государственные флаги.
Программным выступлением на Майдане стала речь Петра Порошенко. Ночью тональность задавали ветераны АТО, бывшие военные капелланы и представители творческой интеллигенции.
Но и днем, и ночью после «Слава Украине!» люди скандировали «Живе Беларусь!» — выражали поддержку тем, кто в Минске сопротивлялся идее единого государства с Россией.
Тезисы — так называемые красные линии для Зе — повторяли неоднократно. Митингующие не сойдут с места, пока не получат исчерпывающую информацию о том, что решили лидеры на «нормандском саммите». Мир на Донбассе не означает «русский мир». Движению в сторону Европейского союза и НАТО нет альтернативы. Газ от России в обмен на независимость и даром не нужен. Если Зеленский сдаст страну Путину, акция перерастет в бессрочную.
Число участников митинга приближалось к 10 тысячам. Фото: «Громадское»
Накануне, на ток-шоу Савика Шустера, Владимир Зеленский повторил, что капитуляции не допустит, с боевиками на переговоры не согласится, выборы на Донбассе возможны только после восстановления контроля над государственной границей и разоружения незаконных формирований, амнистия — после выведения с территории Украины войск страны-агрессора. Обозначил и первоочередные цели: прекращение огня по всей линии фронта (сейчас это 3 километра из 408-километрового участка российско-украинской границы, который Киев не контролирует), масштабный обмен пленными. Но оппозиция не верила ни единому слову.
В частных разговорах участники «Стражи на Банковой» объясняли почему. «Мы понимаем, что в Украине война, шатать страну изнутри нельзя. Но если случится так, как хотят в Кремле, войну назовут внутренним конфликтом...»
«Россия умоет руки, а расходы в сотни миллионов долларов, которых требует восстановление Донбасса, лягут на плечи украинских налогоплательщиков...»
«...И это вызовет настоящий взрыв в обществе. Больше того, навязывание Украине несправедливого мира принесет плохие последствия всей Европе». Важный момент: тему возвращения аннексированного Крыма поднимали вровень с донбасской. От президента требовали аналогичной постановки вопроса в Париже.
Организаторы «Руха сопротивления капитуляции» просили прессу: не воспринимайте происходящее как начало очередного Майдана либо перформанса «Прощание с Зеленским». Хотя на глаза попадался то рукописный плакат «Когда встреча в ростовском формате? » с намеком на безальтернативность повторения судьбы Януковича, то мизансцена с перемещением большой звуковой колонки. «Расступитесь, не видите, что ли, — гроб с Зеленским!» — шутили носильщики…
Ночь прошла содержательно, в лучших традициях Майдана — с песнями под гитару, демонстрацией авторского кино и горячим чаем для всех.
Сутки спустя, в ночь с понедельника на вторник, на Банковой остались на дежурстве около полутысячи активистов — контролировать ситуацию.
9 декабря на Донбассе, по сообщению штаба Операции объединенных сил, в результате подрыва на неизвестном взрывном устройстве погибли три украинских бойца.
Киев
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»