Три наших ледовых феи — Алена Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова — заняли весь пьедестал почета в финале Гран-при в Италии. Но уникальное взятие Турина может быть последним триумфом нашего фигурного катания. Дело, как вы понимаете, в допинговом скандале (вердикт российскому спорту будет вынесен сегодня), последствия которого, не исключено, ударят и по настоящим чемпионкам.
Конечно, ученицы замечательной Этери Тутберидзе и ее дружной команды, ничего крепче чая и кофе не пьют. Да и зачем, когда и без пищевых добавок ты чуть ли не ежедневно совершаешь прыжки в будущее, устанавливая рекорды и собираешь кучу мягких игрушек после своих выступлений?
Безусловно, наши фигуристы, будем честны, в допинговых списках фигурировали и, к сожалению, продолжают фигурировать. Хотя президент федерации Александр Горшков и заявляет, что «допинг — вообще не наша тема», «не те пилюли» редко, но проскальзывают. Если про дисквалификацию нашей известной одиночницы Киры Ивановой в 1982-83 годах никто уже не помнит, а про глупо попавшуюся на эфедрине в 2000-м Елену Бережную (партнерша Артура Сихарулидзе) и про принявшего в 2008-м фуросемид Юрия Ларионова (партнер Веры Базаровой) все давно забыли, то другие истории, что называется, на поверхности. Причем спотыкаются не только опытные дивы вроде Екатерины Бобровой, пропустившей с Дмитрием Соловьевым в 2016-м несколько месяцев, доказывая, что мельдоний она принимала еще до его включения в список запрещенных препаратов. «Улетают за бортик» и юниорки.
Так, Александра Кошевая, призер Универсиады-2019 в Красноярске в паре с Дмитрием Бушлановым, самостоятельно решила вылечить больную ногу и попалась на торасемиде, вследствие чего отдохнет от катка пару лет. Ошибку Саши повторила в апреле и 16-летняя Анастасия Шакун, выступающая в дуэте с Даниилом Рагимовым: самолечение отека глаза фуросемидом привело к годичному карантину.
Да, все эти случаи подпадают под определение «нерадивость». Но беда в том, что этой нерадивостью страдают и те, кто должен отвечать за подопечных и следить за их поступками. Ведь в профессиональном спорте нет мелочей, а за детские ошибки одних потом зачастую приходится, как показывает практика, платить всем. И платить дорого. Поэтому контролировать тех, кто еще учится в школе и не до конца понимает, какая ответственность ложится на их плечи, надо денно и нощно. Причем следить не только за питанием и лечением, но и поведением вне арены. Иначе происходят вещи, которые бьют по репутации и пусть и косвенно, но привлекают и без того лишнее внимание WADA к проблемам отечественного спорта.
Тут стоит вспомнить январский ледовый переполох, который организовала никому не известная 13-летняя фигуристка Анастасия Шаботова из клуба «Снежные барсы». За несколько дней до чемпионата Европы-2019 девочка, общаясь с болельщиками в прямом интернетовском эфире, сообщила, что для стабильных результатов необходимо «пить правильный допинг». А также предположила, что атлетки, тренирующиеся на катке «Хрустальный» (вотчина Этери Тутберидзе, где занимаются Алина Загитова и нынешние триумфаторы Гран-при — А. У.) не брезгуют запрещенными препаратами.
Дословно это звучало так: «Мне интересно вот: в «Хрустальном» пьют или не пьют? Не, ну, конечно, пьют».
Представитель школы «Самбо-70», в ведении которой и находится «Хрустальный», призвал соответствующие организации принять дисциплинарные меры в связи с дискредитирующими высказываниями шутницы-семиклассницы. Впрочем, глава ФФКР Александр Горшков и генеральный директор Александр Коган даже не стали это комментировать, назвав подобное «чушью» и «глупостью». Позже Настя объяснила свои слова тем, что проиграла на последних соревнованиях, и ее в целом не так поняли. Закончился скользкий «ералаш» в духе российского трагифарса: мама отругала дочь, отобрав у нее смартфон; в РУСАДА пообещали пригласить Шаботову на специальный семинар; официальный аккаунт Министерства спорта в инстаграме на всякий случай подписался на возмутительницу спокойствия, которую вместе со всеми членами сборной страны тоже проверили на допинг. Криминала, к счастью, не обнаружили. Но тот инцидент показал, какой бардак происходит подчас за кулисами.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
…Допинг же Этери Тутберидзде, которая, как и Татьяна Тарасова в свое время, холит и лелеет своих учеников, не выпуская их из рук, заключается только в одном: в тренировках от заката до рассвета. Завистники постоянно обвиняют ее в том, что она издевается над подопечными, выжимая из них все соки и лишая детства. Но вы сходите и понаблюдайте за занятиями в «Хрустальном». Да, там есть пот, но нет слез. Поверьте, многим нашим фигуристкам прошлого доставалось на тренировках так, что нынешним «бедняжкам» и не снилось. С улыбками на лицах они скользят и кружатся, подстегивая друг друга удачно выполненными прыжками. А потом с легкостью выдают сумасшедшие программы на официальных стартах.
В финале Гран-при в Турине в прошедший уик-энд болельщики покупали у спекулянтов билеты по 2500 (!) евро (на финал чемпионата мира-2018 по футболу можно было попасть дешевле), чтобы воочию увидеть Алену, Анну, Александру и, конечно, Алину Загитову. У олимпийской чемпионки, поднявшей зал после короткой программы, произвольный номер не задался, и она финишировала в итоге шестой, пропустив вперед японку Кихиру и американку Теннел. Но три младшие подружки Алины в субботу дали такого жару, что Татьяна Тарасова, по ее же собственным словам в эфире Первого канала, не успевала фиксировать космические прыжки.
А фиксировать было что. Смелая Александра Трусова, заявив пять квадо-фокусов, исполнила чисто три сложнейших трюка, став к тому же первой (!) фигуристкой в истории, сотворившей флип в четыре оборота. Казалось, подобное перекрыть будет сложно.
«Трусова уже сейчас лучше меня», — сказал про нее великолепный японец Юдзуру Ханю.
Но грациозная Анна Щербакова в своем знаменитом платье-трансформере следом удачно приземляет два четверных лутца, обходит Сашу по компонентам и выходит в лидеры. Однако и харизматичная Алена Косторная, укатавшая днем ранее и своих, и чужих, в напряженный момент не дрогнула. И даже без четверных хитов продемонстрировала такое сочетание техники и артистизма, что судьи даже не захотели пересматривать отдельные эпизоды. По сумме двух программ Алена получила феноменальные 247,59, перекрыв планетарный рекорд Саши Трусовой на 6,5 баллов, и заслуженно взобралась на верхнюю ступень пьедестала, который оказался полностью российским.
Три воздушных девчушки повторили достижение Урманова, Плющенко и Ягудина, 21 год назад точно так же оставивших соперников с носом. Можно сколько угодно спорить о том, нужно ли (и резонно?) 15-летним пигалицам, которым, по сути, еще не нужны бюстгальтеры, соревноваться со взрослыми «тяжелыми» дамами, но не восхищаться тем, как развеселые русские бандитки Этери Тутберидзде, Сергея Дудакова и Даниила Глейхенгауза убирают за горизонт соперниц всех мастей, двигая вперед свой вид спорта, лично у меня не получается. Да и не мы в конце концов придумали эти фигурокатательные правила.
…Я смотрел на принцесс с косичками, слушавших в итальянском дворце «Палавела» родной гимн (Алена его даже пела), но к радости примешивалось чувство тревоги. Ведь даже предполагаемый запрет на участие России под своим флагом на чемпионатах мира и Олимпиаде-2022 в Пекине наверняка притормозит в моральном плане незаурядных спортсменок с громадным потенциалом…
Перед награждением Алена Косторная отвечала на вопросы ведущего церемонии Ондржея Хотарека и на вполне сносном английском, к его удивлению, призналась, что каникул у нее в ближайшем будущем не будет: мол, впереди новые турниры. Очень хочется, чтобы так оно и было.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»