Кунцевский районный суд приговорил студента Высшей школы экономики Егора Жукова к трем годам условно за призывы к экстремизму в интернете (часть 2 статьи 280 УК). Судья сочла его вину доказанной, а обвинение, основанное на единственной лингвистической экспертизе, подготовленной в ФСБ, оставили без изменений. Среди слушателей на заседании был рэпер Оксимирон, актриса Чулпан Хаматова и настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский. Возле суда Егора ждали около пятисот человек — в основном тоже студентов ВШЭ.
В девять часов утра на лестнице у входа в Кунцевский суд стоят около пятидесяти человек. До вынесения приговора Егору Жукова еще час, но уже понятно, что скоро число слушателей увеличиться многократно.
В сам суд сегодня попасть труднее, чем обычно - людей слишком много, и приставы спешат закрыть вход. Коридор у зала заседания быстро заполняется людьми. Среди новых слушателей по делу Жукова актриса Чулпан Хаматова. Через толпу проводят Егора Жукова. Сегодня он не в костюме — на студенте спортивные штаны, а в руках большая серая сумка — на случай ареста. Как можно понять из инстаграма одного из его адвокатов Ильи Новикова, Егор, помимо необходимых вещей, взял с собой и книги: Джордана Питерсона и Михаила Ходорковского.
В зал сначала пускают только родственников, потом прессу. У зала начинается давка. Судебные приставы ругаются и угрожают, что не пустят вообще никого. Не попавших в зал грубо отправляют на третий этаж смотреть трансляцию.
Судья Светлана Ухналева сразу начинает читать приговор. Егора Жукова признают виновным в преступлении. Сам он вину не признал. Текст обвинительного заключения оставляют без изменения, в тексте приговора остаются выражения вроде «чувство политической ненависти и вражды к существующему в Российской Федерации конституционному строю» и «призывы к препятствию работы учреждений, в том числе избирательных комиссий, и мятежу». Такие суровые фразы будто бы намекают на то, что Ухналева готова дать Жукову реальный срок.
Доказательством наличия прямого умысла у Жукова судья называет его обучение на политологии в Высшей школе экономики.
Благодаря «специфике знаний», которые подсудимый получил в университете, а также «незаурядным интеллектуальным способностям», Жуков осознавал общественную опасность своих действий и их последствий. Более того, судья отмечает, что знания Жуков хотел применить на практике. «Четкая речь на видео», а также редактирование роликов говорит о том, что студент действовал намеренно и продумано.
Вину Жукова также доказывает цитирование политолога Джина Шарпа, автора книги о методах ненасильственного протеста. Как отмечает судья, с помощью Шарпа Жуков «призывал к совершению экстремистской деятельности против государства».
В приговоре содержится много цитат эксперта из ФСБ Александра Коршикова. Судья добавляет, что его экспертиза не требовала юридических знаний и специального лингвистического образования. Стоит заметить, что из-за расхождений с этой экспертизой все заявления Жукова об отказе от насилия суд учитывать не стал. В конце Ухналева отмечает, что права защиты нарушены не были, ведь адвокаты могли спокойно подать ходатайство о повторной экспертизе.
Приговор Егору Жукову три года условно, а также запрет на администрирование сайтов на два года. Суд принял во внимание отсутствие судимостей, хорошие характеристики, а также помощь бабушке-инвалиду, вместе с которой он проживает.
Компьютер и фотоаппарат Жукову вернут. Однако желтый либертарианский флаг и фигурка трех лягушек, попавших в кадр на роликах, по решению суда, приказано уничтожить.
***
За это время перед зданием суда собирается около пятисот человек. На улице много студентов.
Некоторым из них накануне пришли письма от преподавателей, в которых говорилось, что пары постараются возместить для тех, «у кого есть дела поважнее в районе метро Молодежная».
Все на пятачок у суда не влезают, люди выходят на проезжую часть.
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
После объявления Егора Жуковым виновным пришедшие начинают скандировать «Свободу политзаключенным!», «Приговор Егору — приговор России», «Оправдать». В один момент к суду подъезжает автозак.
— Точно бунт, — говорят пара мужчин, случайно оказавшихся у здания суда.
Рядом с ними уже активисты обсуждают, что у Егора есть все шансы стать первым политиком федерального уровня с незапятнанной репутацией, потому что «вырос он слишком быстро» и «подпортить ее еще не успел».
Здесь также политик Михаил Светов вместе с журналистами Александром Плющевым и Татьяной Фельгенгауэр. В один момент они говорят, что шансов попасть в Кунцевский суд сейчас все равно нет. Вместе четырьмя активистами они едут в Мещанский суд. В двенадцать часов там вынесут приговор другому фигуранту «московского дела» Владимиру Емельянову.
Одним из первых после вынесения приговора на крыльце появляется Оксимирон.
— Естественно, эта условка очень радует — это означает, что привлечение внимания к таким вещам, реально работает. Понятно, что в современных реалиях мы воспринимаем условный приговор как оправдательный. К сожалению, приговор есть. Но по факту, он условный только потому, что каждый из тех, кто поддерживал и привлекал внимание к этому — это делал. Я хочу сказать огромное спасибо, всем, кто за последние четыре месяца, не боясь показаться городским сумасшедшим привлекал внимание к этой проблеме, и конкретно к Егору, — заявляет рэпер.
Оксимирон у здания Кунцевского суда. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Во время его речи многие начинают скандировать настолько громко, что лозунги четко слышно в здании суда. Входная дверь в него закрыта на щеколду.
Когда выходят родители Егора и адвокат Мурад Мусаев, им с трудом освобождают проход, начинается давка. Люди кричат «Спасибо», «Егор» и громко аплодируют.
Из-за камер сам момент появления Жукова никто не заметил. Он читает речь, но люди начинают скандировать «Россия будет свободной», Егора не слышно. Чуть позже все успокаиваются. Студент благодарит собравшихся. Спустившись на несколько ступенек ниже, Егор начинает говорить заново.
— Во-первых, я все-таки уверен в своей невиновности. Мы не должны воспринимать условный приговор как свободу. Это неокончательная победа, хотя я очень рад находиться сейчас на свободе.
Во-вторых, друзья, не надо отделять защиту политзаключенных и несправедливо осужденных от политики. Все это политика. Они превратили суд в репрессивный институт. Мы должны бороться с этим и бороться политическими средствами. В-третьих, я хочу поблагодарить вас всех за то, что вы боролись, за то, что вы здесь. Все, что сейчас происходит, происходит благодаря вам, — заявляет Жуков.
Егор Жуков у здания Кунцевского суда. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Камеры окружают его еще долго, буквально все собравшиеся вместе с Жуковым следуют колонной вместе к метро. Очень быстро Егора находит его друг и коллега Евгений Овчаров, который участвовал в кампании с самого начала. Жуков говорит о том, что будет продолжать политическую деятельность.
— У нас еще есть много того, за что нужно бороться и многие причины проблем, которые сейчас существуют в России я озвучил в своем последнем слове, как оказалось, совсем не последнем. То, что я сказал тогда, манифест начала нынешнего этапа моей политической деятельности, — говорит Егор.
На учебу он скоро вернется (по словам Валерии Касамары, он сможет сделать это с понедельника).
— У меня столько хвостов, а в Вышке скоро вторая сессия. Я не знаю, но может вы мне скажите, берут ли в армию с условным сроком?
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
В конце Егор всех зовет на другие суды фигурантов «Московского дела». Ведь если он сейчас «поедет домой есть теплые пельмени, они, вероятно, будут есть холодную баланду».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»