Сюжеты · Общество

Дорогущая пьеса для механического пианино

Кровать двуспальная за 120 тысяч, шторка для душа за 19 и ожившая Матильда за миллион — что еще нужно для обучения юных талантов?

Татьяна Лиханова , «Новая в Петербурге»
Фото: Елена Лукьянова / «Новая»
Городской парламент утвердил законопроект о бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год. Рассмотрев его в первом чтении, ко второму парламентарии получили кардинально иную версию: внесенные губернатором поправки увеличили доходы/расходы на 10,2 и 26,3 млрд рублей соответственно и перетасовали направления ассигнований. Изучить к третьему чтению тома новой версии не поспеть даже въедливым депутатам. Большинство и вовсе не утруждает себя анализом, голосуя за бюджет вслепую. Но если копнуть отдельные позиции, то в гимне социальной направленности бюджета можно услышать немало фальшивых нот. Взять, к примеру, образование — на него заложено 162 млрд (на 8,1 млрд больше прошлогоднего). Отличная новость. Однако могло быть и лучше, кабы не сомнительные, но впечатляющие расходы. «Новая» в Петербурге проанализировала только одну историю, связанную с учреждением дополнительного образования детей (УДОД) — «Академией талантов».
Богатенький удод
Всего в Петербурге 58 УДОД, из них 5 (включая «Академию талантов») подчинены городскому комитету по образованию, остальные — районным администрациям. Прошлогодняя субсидия на бесплатное дополнительное образование на все петербургские УДОД составила 6,3 млрд, из них «Академии талантов» досталось 611,8 млн. Больше (1 млрд) получил только признанный флагман — Городской дворец творчества юных (ГДТЮ) с более чем 80-летней историей. Но ГДТЮ — это целый город в городе. У него, кроме Аничкова дворца на Невском проспекте, еще с полсотни объектов, где занимаются за счет бюджета 13 773 ребенка. А в «Академии талантов» — 761 (в том числе 99 — дистанционно). То есть на одного ученика выходит свыше 800 тысяч, а для ГДТЮ — немногим более 70 тыс.
История появления «Академии талантов» напрямую связана с переменой участи дворца на стрелке Каменного острова.
Каменноостровский дворец. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»
Дворец с большим садом у слияния Большой и Малой Невки служил санаторием для военных летчиков. В 2006-м губернатор Валентина Матвиенко добилась его передачи от Минобороны городу — для создания резиденции правительства Петербурга. Реставрация растянулась на несколько лет и обошлась в 2,25 млрд рублей. Принимал ее уже губернатор Георгий Полтавченко, объявивший: незачем плодить резиденции, отдадим дворец детям под школу искусств. «А Комитет по образованию предложил интересный проект нетипового образовательного учреждения» — той самой «Академии талантов», рассказывала СМИ ее директор Екатерина Полукарова.
Комитет уже тогда возглавляла Жанна Воробьева. Возможно, она и подсказала губернатору идею переиначить просто гостиницу (ее создание в Кухонном корпусе предусматривалось изначальным проектом) в гостиницу для детей. Саму академию Георгий Полтавченко открыл под новый 2016 год, а следующей осенью торжественно перерезал ленточку на входе в гостиницу, поприветствовав первых ее постояльцев — ребят из Крыма.
Глава комитета по образованию Жанна Воробьева демонстрирует Георгию Полтавченко гостиницу для детей. Фото: gov.spb.ru
«Здесь когда-то была резиденция одного из российских императоров, и после реставрации мы решили отдать этот дворец детям, чтобы настоящие таланты как алмазы обрабатывались и огранялись, — взволнованно говорил глава города. — Не скрою, что изначально «Академия талантов» была придумана для петербургских детей. Но увидев большой интерес к работе учреждения в регионах, мы решили дать возможность и другим ребятам приезжать сюда, открывать для себя наш город, проявлять свои способности».
«Новая» в Петербурге, проанализировав закупки академии (а их набралось свыше 300), оценила недюжинные способности поставленных на огранку алмазов чиновников.
Аниме для Мизулиной
На меблировку дворца и служебного (Трубного) корпуса потратили 23,7 млн. С обстановкой компьютерных классов и рабочих мест тогда особо не шиковали, но для парадных залов потребовались кресла из цельного бука по 40 тыс., а переговорный стол потянул на все 600; на карнизы и шторы не пожалели 3 млн. Еще 1,2 млн ушло на мебель и каркасно-тентовую конструкцию для «организации учебного процесса в парковой территории». К новому году для пущей ее красоты прикупили две искусственные ели (264,4 тыс.), электрические украшения и пару световых композиций (1,4 млн). А чтобы и в прочие времена года было чему радовать глаз, взялись закупать цветочную рассаду и луковицы тюльпанов — ежегодно почти на 0,5 млн. Хотя не очень понятно, зачем три года подряд закупать по 6,5 тысяч луковиц, тюльпан многолетнее растение.
Но куда больше впечатляют закупки мультимедийного оборудования и прочей техники для «создания инновационной обучающей среды» — почти на 180 млн.
Помимо оснащенных на высоком уровне компьютерных классов, залов и переговорных с системами видеоконференцсвязи, фото- и телестудии, театрально-концертного центра с голографическим театром, музыкальных комнат отдыха и центра интеллектуальных игр, не поскупились и на такие дорогие игрушки, без которых развитие одаренных детей нисколько бы не пострадало. Скорее наоборот. Так, в составе закупки «лабораторного и технологического оборудования» оказалось шесть мультимедийных комплексов «Оживающая картина» по 1,3 млн каждый.
Согласно описанию, представленному в документах закупки, «мультимедийная программа демонстрирует произведения известных художников, к которым путем интерактивных технологий добавляются анимационные эффекты». В ЖК-панель встроена веб-камера, реагирующая на движение, — стоит посетителю приблизиться, портрет «оживает» и начинает говорить.
В комплекте «интерактивный сценарий, два из них тематически связаны с историей Каменноостровского дворца: портрет Екатерины II и Александра I, а четыре — с событиями жизни известной балерины Матильды Кшесинской: портреты Матильды Кшесинской, Николая II, Великого князя Андрея Владимировича, Великого князя Сергея Михайловича (династия Романовых)».
Вообразив, какой анимацией могут сопровождаться хитросплетения особых личных отношений внутри этого квартета, впору удивиться, как такой сюжет проспали Милонов с Мизулиной.
Впрочем, исполнитель госконтракта свел оживление Матильды к жеманному исполнению краткого монолога, сопровождаемого шевелением обнаженных плеч: «Я любимая балерина царской семьи Романовых… Роман юности с будущим императором Николаем II навсегда связал мою судьбу с царской семьей Романовых…»
Загадка неординарного выбора персонажей раскрывалась просто. Режиссер Алексей Учитель передал в дар «Академии талантов» дюжину костюмов из тех 5 тысяч, что были задействованы в съемках «Матильды». Зачем надо было принимать такой дар, городить под него «Музей театрально-исторического костюма», закладывающий в детские головы ложные представления о музейном деле, и прививать дурной вкус сопутствующими «ожившими картинами» — такими вопросами, похоже, в Комитете по образованию не задавались. В ту же закупку «лабораторного и технологического оборудования» заложили 12 ростовых манекенов (234 тыс.) и, до кучи, «виртуальную примерочную» (1,17 млн) — с выступающим в роли зеркала большим монитором с видеокамерой и сенсорами, где можно накладывать на свое «отражение» выбранные изображения костюмов.
Сдается, что бытовавшие во времена нашего детства самоделки — с вырезанными из бумаги куклами и придуманными для них одежками, — оставляли больше простора для фантазии и развития творческих способностей.
Детей — за барную стойку
Исследование закупок для детской гостиницы принесло свои сюрпризы. Предметом первого удивления стала поставка «кроватей деревянных для взрослых», включая двуспальные — по цене до 124 тыс. Но тревога за морально-нравственный облик приманиваемых со всей страны одаренных детей оказалась напрасной. Снять номер в гостинице под названием «Каменноостровская» может всякий — при наличии мест. С ними, правда, бывает напряженно — как в пору новогодних каникул или белых ночей, а также когда в академии ждут участников проводимых ею фестивалей или конференций. Так что по заявленному предназначению она тоже используется. Но отдельной статистики коммерческого (или еще какого неформально договорного) использования номеров нет в отчетах финансово-хозяйственной деятельности, выложенных на сайте академии.
«В вашем распоряжении, — завлекает администрация заведения, — уютный холл с мягкими диванами и телевизором. Расположившись в кресле под зеленью пальм, вы можете насладиться чашечкой ароматного кофе или бодрящего чая, которые Вам предложат. Пройдя по светлым лестницам и просторным коридорам гостиницы Вы попадете в номера. Для гостей работают ресторан и уютное кафе». (Орфографию и пунктуацию источника сохраняем.)
Холл детской гостиницы. Фото: hotelscatalog.ru
Обидно за обойденные молчанием фикусы — их там, согласно закупке, должно быть 10 — куплено по 31 тыс. за штучку. А пальм, собственно, всего три (по 26,6 тыс.).
Но не приходится сомневаться, что заложенную великими архитекторами традицию заботиться об удобстве постояльцев здесь блюдут свято. Закупка мебели для гостиницы, уютного кафе и ресторана (его убранство способно соперничать с интерьерами ресторана «Баку» образца 1970-х) стоило городскому бюджету 19,5 млн. Там только барная стойка за полмиллиона и барный стеллаж за 300 тыс. На технологическое оборудование «в целях организации питания» потратили 4,47 млн (включает, например, стаканомоечную машину за 180 тыс.) и 1,7 млн — на его монтаж; на бытовую технику и посуду — еще 0,7 млн.
Еще 3,8 млн пошло на «оснащение мебелью служебных помещений». Там, помимо стульев и вешалок, значатся комплекты для двух кабинетов руководителя — на 708 тысяч.
Ну сами посудите, как руководить детской гостиницей без тумбы за 70 тыс. или дивана за 150!
В гостиничных холлах и номерах тоже есть на что полюбоваться: шкафы по цене до 217 тыс., «тумбы-багажницы» за 47, стулья по 19 тыс. В санузлах крючочки по 2,3 тыс. (не пристало же абы на что цеплять полотенце за 3 тыс.) и шторки для ванны — за 19 тыс., из закаленного стекла. Мы, правда, нашли похожие в магазине — но за 4,5. Наверное, не умеем правильно искать. А уполномоченный Комитетом по образованию заказчик сумел спустить 834,5 тыс. на «туалетные принадлежности для оснащения номеров гостиницы Каменностровская». Не стали мелочиться и при закупке штор, карнизов и «мягкого инвентаря» (одеяла-подушки) — на 3,7 млн. Отдельные комплекты штор потянули на 66 тыс., но были и попроще — за 35 и даже за 20.
По полной обставили Кухонный корпус и телевизорами — на 1,6 млн (38 штук, по цене от 30 до 350 тыс.). Сетевое оборудование для подключения Wi-Fi стоило, если верить смете, 2,28 млн, компьютерное оборудование и оргтехника — 0,58 млн; монтаж системы видеонаблюдения за всем этим богатством — 0,96 млн.
Интерьер номера и ванной комнаты в гостинице для детей. Фото: hotelscatalog.ru
В целом запуск гостиницы на 30 номеров (в том числе три люкса) вылился в недетскую сумму — около 42 млн.
Расходы по ее эксплуатации и обслуживанию, зарплата персонала и закупки продуктов для ресторана тоже вкладываются в субсидию для УДОД. Ибо гостиница — структурное подразделение «Академии талантов», все идет по линии обеспечения условий дополнительного образования детей.
Ежегодно около 300 тыс. — на «стирку-сушку-глажение» постельного белья, халатов банных, скатертей и прочая. В закупку полиграфической и печатной продукции для нужд «Академии талантов» (1,28 млн) закладываются салфетки с логотипом по 11 руб. за штучку и «папки Меню» — по 670 руб. Поставка продуктов на 2019 год обошлась в 2,4 млн.
Ассортимент прекрасен: язык говяжий, креветки тигровые и креветки королевские, икра лососевая, филе лосося, окорок говяжий, сыры
— включая твердый типа «Пармезан», черника и клубника, прочие ягоды, фрукты и овощи, мед натуральный, темный шоколад… Сопоставимая сумма — 3,6 млн — исключена губернаторской поправкой к бюджету-2020 из статьи расходов на обеспечение питанием в государственных образовательных учреждениях.
Стремление академии к самостоятельному приработку возражений не вызывает. Вопрос только в условных шторках для ванной за 19 тысяч. Согласно положению о деятельности академии, 60% доходов от оказания платных услуг идет на зарплату, надбавки и доплаты «стимулирующего характера» (из них 10% — руководителю), а 40% — на содержание и развитие материально-технической базы и размытые «общие цели, связанные с осуществлением деятельности "Академии талантов"».
Мы не поскупились!
Оценив богатые перспективы такой деятельности, академии передали еще одно здание в историческом центре — особняк возле Смольного (Лафонская ул., 5), где до лета 2018 г. располагалось генеральное консульство Великобритании. В сентябре, за несколько дней до выборов губернатора, Александр Беглов открыл здесь новое структурное подразделение академии — Центр медиаискусств.
«Мы не поскупились на средства, и дети получили такой подарок к 1 сентября! Я каждый четверг выхожу в радиоэфир, и нет такого оборудования [даже] у нас», — оценил градоначальник оснащение центра.
Денег и правда не пожалели. Сумма, потраченная на ремонт помещений (87,42 млн), изрядно удивит всякого, кто еще недавно бывал на приемах в английском консульстве, — здание содержалось в безупречном состоянии. Что подтверждают и снимки, полученные «Новой» от одного из бывших его сотрудников. «Перед тем как покинуть эти стены, мы специально все зафиксировали, чтобы потом нас не обвинили безосновательно в каком-нибудь намеренном разоре», — пояснил наш собеседник.
Но что британскому дипломату хорошо — российскому школьнику слишком дешево.
Один из залов Центра медиаискусств до и после дорогостоящего ремонта. Фото предоставлены бывшим сотрудником Генконсульства Великобритании
Только на обновление полов пошло 6 млн — где «паркет штучный и фигурные плинтуса из массива дуба», а где «плитка керамическая в Викторианском стиле TOPCER Richmond»; с учетом стоимости работ покрыть ею 115,5 кв. м обошлось, в 2,75 млн. Сама плитка, согласно смете, стоила 1, 83 млн. А если бы покупали в магазине, где мы легко нашли такую же по 993 руб. за штучку 30х30 см, могли бы сэкономить почти 650 тыс.
Напольная плитка TOPCER Richmond в одном из интернет-магазинов, и в интерьере Центра медиаискусств
Особняк на Лафонской хоть и меньше Каменноостровского дворца почти вдвое, оказался куда более дорогой игрушкой. На его меблировку и оснащение бытовой техникой ушло втрое больше казенных денег: около 87 млн. Интерьеры, собранные по эскизам дизайнеров, не создают эффекта «дорого-богато», как получилось на Каменном острове. Тут запредельную смету обеспечило качество материалов и исполнения. Предметы мебели выдержаны в едином стиле: каркас из латуни, столешницы шпонированы натуральным дубом, он же использован в отделке панелей тумб и шкафов. Так везде — будь то кабинет инженера, обставленный почти за 0,5 млн, кабинет для пятерых программистов — за 1,8 млн или класс диджеев за 3,85 млн — где к латуни и дубу добавляется американский орех. Преподавателей ждут кресла на металлическом каркасе, имеющем «золоченый зеркальный вид».
В учебно-методическом кабинете впечатляют массажное кресло и горный мрамор поверхности конференц-стола.
Статусу директора сочли приличествующим уже не дуб, а палисандр. Что приблизило затраты на обстановку его кабинета и приёмной к цене скромной однокомнатной квартиры (4 млн с хвостиком). Памятуя о необходимости гармонизации приема пищи духовной и телесной, позаботились о 10 фуршетных столах для музыкального салона; в комплекте с диванами, пуфами, выставочными стендами и зеркалами вышло на 3,3 млн. Но главным объектом притяжения здесь, несомненно, будет белый автоматический рояль Yamaha — отсылающий к известной сцене из «Неоконченной пьесы для механического пианино». Ответ на утверждение «чумазый играть не может!» может быть дан в самом широком диапазоне: условиями поставки предустановлено 500 композиций (поп, джаз, классика и др.). Мистификасьон!
Губернатор Петербурга Александр Беглов на открытии Центра медиаискусств. Фото: academtalant.ru 
Оснащение Центра медиаискусств оборудованием «для образовательного процесса» обошлось в 184 млн. Профессиональные теле- и радиостудии, программно-аппаратные комплексы визуализации, графические станции, 3D-сканеры и принтеры, своя типография, кабинет голографии, разнообразные интерактивные комплексы… Но оценить, насколько адекватно соотношение цены/качества каждого такого приобретения, не представляется возможным. В конкурсной документации они сгруппированы «комплексами» — требования к каждой из его составляющих подробно прописаны, но без указания марки и цены отдельных предметов. К примеру, закупка «комплекса специализированного оборудования» содержит прекрасное своей лаконичностью обоснование цены: единица измерения — комплекс, количество единиц — 1, цена — 39 959 970 руб. Аналогичным образом представлен и обязательный отчет сопоставления рыночных цен: показаны три предлагаемые общие цены за комплекс, из которых выведено среднее арифметическое.
Гибкий камуфляж
«Принципиальное отличие Центра от уже существующих учреждений творческой направленности и IT-образования заключается в том, что здесь создана современная цифровая образовательная среда, которая способствует раскрытию детской одаренности в области искусства. Юные петербуржцы научатся творчески преобразовывать действительность, овладеют гибкими навыками», — декларируется на сайте «Академии талантов».
Чтобы оценить уже достигнутые на базе телестудии Каменноостровского дворца результаты, загляните на страничку академии в соцсетях. Где представлены видеоролики, созданные детьми, уже прошедшими первую ступень обучения гибким навыкам. Милые, с хорошими лицами дети, наряженные в камуфляжную форму, с оружием в руках отрабатывают захват зданий (схожее видео фигурирует нынче в материалах уголовного дела «Сети»*). Под бравурную песню с пафосным названием «Поколение чести», где кто-то взрослый горланит за кадром «За родину, веру и честь, за земли родные спецслужбы России незримо работают здесь».
Но есть, слава богу, и без камуфляжа — про опасность употребления и распространения наркотиков, например. Или просто о любви.
В отчете академии за 2018/2019 год есть такая графа показателей: «Учащихся по образовательным программам детей с выдающимися способностями — 0». Вот и всё о надуманном статусе особого образовательного учреждения, позволяющем обосновать исключительные бюджетные вливания в эту мастерскую по огранке алмазов.
Нулевой этот показатель в отчетности — вовсе не приговор тем мальчишкам и девчонкам, что с радостью прибегают во дворец играть в дорогие игрушки и учиться обращаться с разной техникой. В каждом наверняка сокрыто немало талантливого и своеобычного. И талантливые, живые и увлеченные молодые педагоги там есть. Не испортили бы только и тех и других определяющие правила игры чиновники, талантливые разве что в освоении бюджетных средств. Хочется, право слово, чтобы и Счетная палата уже выказала свои умения.