Сюжеты · Общество

Охотник за банкиром

Константин Монахов потерял 160 тысяч евро во Внешпромбанке и начал собственное расследование

Константин Монахов. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Сбежавший из России бывший совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов пожаловался в Высокий суд Лондона: ему не хватает на жизнь 80 тысяч фунтов стерлингов. Именно такую сумму он мог тратить ежемесячно согласно решению, принятому британским судом минувшим летом.
Решение было вынесено после того, как в июле прошлого года постановлением Российского арбитражного суда Беджамов был признан банкротом. И была начата процедура реализации его имущества. Бывшего совладельца Внешпромбанка объявили в розыск, а в марте этого года лондонский суд, по ходатайству России, вынес решение об аресте активов Беджамова.
Помыкавшись полгода на ничтожные для себя 80 тысяч фунтов в месяц, Беджамов и обратился в суд с просьбой увеличить свои ежемесячные расходы хотя бы до 310 тысяч фунтов. И британский суд пошел навстречу россиянину, правда, удовлетворив его просьбу частично. Беджамову разрешили дополнительно платить, к примеру, ежемесячно до 24 тысяч фунтов в Англии и 29 тысяч евро в Монако своей охране, арендовать жилье в Лондоне (стоимостью не более 18 тысяч фунтов в месяц), разрешили оплачивать учебу троих детей. На «прочие обычные расходы» бывшему совладельцу банка выделили еще до 40 тысяч фунтов в месяц.
Георгий Беджамов. Фото: РИА Новости
Но Высокий суд Лондона решительно не позволил Беджамову рассчитаться, к примеру, за внесение членского взноса в гольф-клуб в размере 134 тысяч фунтов.
Таким образом, с декабря 2019 го­да Георгий Беджамов может тратить ежемесячно около 300 тысяч фунтов стерлингов. Это порядка 25 миллионов рублей. В месяц.
…У Константина Монахова был вклад во Внешпромбанке, по сумме значительно меньший той суммы, которую Беджамов может теперь тратить ежемесячно. Константин более 10 лет откладывал на покупку квартиры. Работал во всемирно известных IT-компаниях — ICP и Oracle. И работал не в России, а в Чехии.
Монахов мог бы купить квартиру в Праге, но он решил вернуться в Москву и приобрести жилье здесь. К покупке квартиры Константин подошел основательно — решил присмотреться, а чтобы деньги не лежали мертвым грузом, открыл счет во Внешпромбанке, на который и положил скопленные за 10 лет 160 тысяч евро. Произошло это в 2015 году. А через восемь месяцев, в январе 2016-го, Внешпромбанк лопнул. Центральный банк РФ отозвал у кредитной организации лицензию, посчитав его санацию невозможной. Регулятор объяснил свое решение тем, что руководство банка проводило масштабные операции по выводу активов, оценив «дыру» в капитале банка в 187,4 миллиарда рублей.
С того самого времени Константин Монахов и бьется за возвращение своих денег, посчитав, что Беджамов не смог бы вывести из страны такие средства, если бы ЦБ добросовестно выполнял свои обязанности по осуществлению банковского надзора.
Константин Монахов. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Константин Монахов рассказал «Новой», как начал судиться, как собирал информацию и что ему удалось выяснить.
— Сначала от меня было множество писем в Генпрокуратуру, Следственный комитет, в Совет Федерации, в Государ­ственную думу. Я пытался разобраться, как Беджамов смог беспрепятственно вывести из России столько денег. В апреле 2016 го­да я начал судиться, чтобы не пропустить процессуальные сроки. Мне пришлось переделать свое заявление в имущественный иск, поскольку на тот момент я был не настолько юридически подкован.
Началось судебное слушание, по результатам которого в качестве доказательства от Центробанка присутствовал приказ об отзыве лицензии, а ни одно из моих доказательств мне не дали приобщить к материалам дела. В том числе видеозапись заседания комиссии Совета Федерации, где выступает Валентина Матвиенко и где зампред ЦБ Алексей Симановский, отвечавший за банковский надзор, заявил, что никакого существенного пригляда за Внешпромбанком не было.
— Его действительно не было?
— Не было. В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что деньги из банка выводились в течение семи лет — то есть с 2009 года по 2015-й. И это я узнал, когда присутствовал на оглашении приговора сестре Беджамова — Ларисе Маркус, которая была председателем правления Внешпромбанка и не успела, как брат, сбежать из России. Маркус приговорили к 8,5 года колонии. Из оглашенного приговора я узнал, что из банка за пределы России было выведено порядка 3 миллиардов долларов.
На тот момент это было самое крупное хищение из банков Российской Федерации. И такое масштабное хищение практически невозможно осуществить, на мой взгляд, без участия должностных лиц Банка России и других официальных лиц — к примеру, сотрудников управления «К» ФСБ, поскольку именно они отвечали за трансграничные переводы — то есть переводы между Россией и другими странами.
— Вы можете назвать конкретные фамилии? Или считаете, что, как обычно, виноваты сотрудники ЦБ в целом вместе с управлением «К» ФСБ, но никто персонально?
— Могу. Исходя из тех материалов, которые мне удалось собрать, можно предположить, что в выводе денег из Внешпромбанка участвовала как минимум уполномоченный Центробанка Анастасия Свердель, которая непосредственно отвечала за контроль отчетности Внешпромбанка. Потому что я видел документы, акты проверок, предписания….
Я считаю, что Симановский, который возглавлял банковский надзор в ЦБ на тот момент, должен был быть в курсе этого вопроса. Он не мог не знать, что из банка выводится почти 200 миллиардов.
При этом из какого банка! Из банка, одним из учредителей которого было ООО «Приоритет», а его учредителем в свою очередь был офшор Enterprise Emerging Markets Fund из Кюрасао, находящийся под юрисдикцией Нидерландов. И вывод средств был осуществлен при помощи 286 фиктивных компаний.
За таким банком должен был быть глаз да глаз. В том числе и со стороны управления «К» ФСБ. И увольнение генерала ФСБ Виктора Воронина, которое произошло именно в 2016 году, лично для меня не выглядит случайным.
Когда зампред ЦБ Алексей Сима­нов­ский пишет в специальном письме, которое называется «Об активах Внешпромбанка», что он не знает, где находятся активы банка, это смешно.
Потому что любые банковские операции отслеживаются. И трансграничные переводы любые — они прозрачны, они видны. То есть я в этом случае могу сказать, что это была либо какая-то колоссальная халатность, либо неисполнение служебных обязательств, либо это коррупционное преступление. Хотя, на мой взгляд, это могла быть комбинация всех трех упомянутых мной составляющих.
Мне до сих пор непонятно, на каком основании за три дня до моратория из Внешпромбанка было выведено 22,5 миллиарда рублей. Это было сделано временной администрацией, которую возглавляла Галина Алексенцева.
В ходе судебных процессов я так и не получил ответ, на каком основании были выведены эти 22,5 миллиарда руб­лей. Суд констатировал, что это было сделано законно. И все.
А на основании чего суд пришел к выводу о законности этих операций, мне так и не удалось выяснить.
Георгий Беджамов. Фото: Татьяна Дорогутина / Спорт-Экспресс / ТАСС
— Константин, у вас есть версия, почему Беджамовым не занимаются так активно, как, например, занимались и занимаются такими бежавшими из России банкирами, как Пугачев или Алякин? Чем Беджамов лучше того же Антонова, который долгие годы скрывался за пределами страны, но все-таки получил тюремный срок в России?
— У меня возникла версия, что Георгий Беджамов выводил деньги из Внешпромбанка в интересах третьих лиц. При этом очень влиятельных, имеющих серьезный административный ресурс, возможность оказывать влияние и на ЦБ, и на правоохранительные органы. И чем больше я узнавал, тем больше крепло мое предположение.
— Вы хотите сказать, что деньги, выведенные из Внешпромбанка, вполне могут быть эдаким «кошельком» некой околовластной группировки для финансирования каких-то сомнительных операций за пределами России?
— Основываясь на материалах, полученных из открытых источников, из материалов расследований международного консорциума журналистов-расследователей, из информации по офшорам, ставшей доступной с октября 2018 г. (т.н. Райские бумаги, Paradise Papers), можно предположить, что деньги, выведенные из Внешпромбанка, могли быть использованы для финансирования победы Дональда Трампа на выборах президента США.
— О какой информации идет речь?
— Ключевая персона этой схемы — швейцарский адвокат Джудит Хэмбургер (Judith Hamburger), которая числится руководителем трех британских компаний, 30 панамских и одной компании в Виргинии (США). Фактически все зарубежные исследователи связывают Хэмбургер с влиянием на выборы Трампа.
Но если в поисковике «Схемы Трампа» набрать Vneshprombank, сразу всплывает несколько фирм, связанных с выборами.
В этой схеме я и увидел компании, аффилированные с Беджамовым. К примеру, Basel Properties, бенефициарный владелец которой — жена Беджамова, гражданка Мальты Алина Золотова (если смотреть дальше, то на Alina ZOLOTOVA «висит» множество мальтийских и иных офшоров).
Или еще один офшор, бенефициар которого Алина Золотова, — Lucksoft Management Limited (правда, месяц назад, 5 ноября, этот офшор ликвидировали).
— Вы кому-нибудь сообщили о своих находках?
— Увы, на все свои обращения в органы госвласти РФ, включая ФСБ и СКР, получил практически идентичные отписки. ЦБ и АСВ фактически отстранились. АСВ наняло частную компанию А1 для поиска активов Маркус—Беджамова—Золотовой. Но нет никаких гарантий, что что-то найдут, речь ведь уже не о внутренних делах России.
— Безнадега?
— Не так уж и безнадежно. Сейчас иностранные спецслужбы проводят масштабное расследование деятельности Джудит Хэмбургер. Меня не удивит, если в этом расследовании ниточки потянутся и к Георгию Беджамову.
— Это что же получается? Если Россия не проведет свое расследование, не представит доказательства, что Беджамов имел отношение к выведению за границу нескольких миллиардов долларов, то это могут сделать западные спецслужбы? Но при этом их расследование будет акцентироваться не на происхождении денег, а на том, как они были использованы на Западе?
— Вполне возможно. Поэтому расследование надо проводить самой Российской Федерации и уже сейчас.
официально
В ответ на редакционный запрос пресс-служба Банка России сообщила, что «проверки ООО «Внешпромбанк» проводились в 2011, 2014 и 2015 го­дах и что в ходе последней проверки и надзорных действий были установлены серьезные нарушения действующего законодательства и признаки преступления (информация о выявленных признаках преступления была доведена до правоохранительных органов). Полная картина финансового состояния банка была установлена временной администрацией Банка России, введенной в декабре 2015 года. В результате 21 января 2016 года Банк России принял решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций ООО «Внешпромбанк», а также опубликовал информационное сообщение о том, что в ходе работы временной администрации по управлению выявил масштабные операции, указывающие на вывод активов из банка, а временная администрация и в дальнейшем конкурсный управляющий банка будут взаимодействовать с правоохранительными органами в целях защиты интересов всех кредиторов банка».