В 30 километрах от Екатеринбурга идет настоящая криминальная война: здесь избивают предпринимателей, собирают дань, стреляют, жгут автомобили и дома. Вот уже несколько месяцев Сысертский городской округ не выходит из криминальной хроники. И все — из-за передела рынка похоронных услуг, долю в котором получили екатеринбургские спортсмены, ставшие знаменитыми после разгона протестующих в сквере у Екатеринбургского театра драмы, где они защищали стройплощадку собора Святой Екатерины.
Канва
Два года назад в Сысерти сменился глава. «Колбасного короля» Александра Карамышева (он владеет колбасной фабрикой, названной в честь себя самого. — И. Д.) заменили на никому не известного в городе молодого управленца Дмитрия Нисковских.
Нисковских — эмиссар областного правительства, до назначения в Сысерть был заместителем министра строительства Свердловской области.
Долгое время при новом мэре дела в Сысерти шли своим чередом: ничего особенного не происходило. И 12 сентября этого года случилось, казалось бы, заурядное событие: сменился инспектор «Центра муниципальных услуг», отвечающий за распределение мест на сысертских кладбищах. Был — местный житель Евгений Пьянков, стал — приезжий из Белоярки Александр Саулин.
Перемены, нужно сказать, зрели: претензии к организации работы кладбищ выдвигала даже прокуратура.
— Кладбищами никто толком не занимался, — говорит мэр Сысерти Дмитрий Нисковских. — В Сысертском городском округе их семнадцать, но практически ни у одного нет кадастрового номера, не ведется должным образом журнал учета захоронений. Мы пытаемся привести все это в соответствие с требованиями закона. Пьянкову я предоставлял возможность работать дальше, но никаких внятных предложений по решению этих вопросов он не озвучил.
С приходом нового инспектора ценник на похороны в Сысерти резко вырос: с 20 до 40–45 тысяч рублей. И, хуже того, в городе, считающемся одним из самых благополучных в Свердловской области, начали происходить совершенно нехарактерные криминальные события.
Запрет копать
Виктор Джупина со своим сгоревшим автомобилем. Фото: Изольда Дробина
По словам предпринимателя Виктора Джупины, занимающегося ритуальным бизнесом в Сысерти с 90-х годов, через несколько дней после назначения на должность Александр Саулин организовал встречу с представителями местного похоронного рынка, на которую приехал якобы в сопровождении группы спортсменов. Спортсмены «объяснили» местным предпринимателям, что с этого момента копать могилы (и получать за это деньги) будут только «их люди». Все остальные коммерсанты «могут отдыхать».
Джупина предупреждения не воспринял и работать продолжил. Но в середине сентября неизвестные гвоздями проткнули колеса катафалка Mercedes, принадлежащего ООО «Служба похорон», учредителем которой является предприниматель.
24 сентября Джупине передали еще один «привет»:
офис его похоронной службы обстреляли неизвестные.
Приехавшие на вызов бойцы Росгвардии обнаружили пулевые отверстия в стене и карнизе крыши.
— В пятницу у меня умер муж, — рассказала «Новой газете» жительница Сысерти, попросившая не называть свою фамилию. — В выходные администрация не работает. Я дождалась понедельника и побежала оформлять документы. Мне сказали, что теперь Александр Саулин выдает разрешение на похороны. Я приехала на кладбище, но его там не было. А на следующий день уже назначены похороны, заказана столовая, родственники едут со всей страны.
Работникам компании Джупины, у которого вдова заказывала похоронные услуги ранее, копать могилу сначала запретили. Но, когда женщина на грани нервного срыва позвонила Саулину в десятый раз, — дали зеленый свет: в качестве исключения.
— Могилу выкопать успели чудом. А разрешение мне уже после подписали, — говорит вдова.
Угроза убийством не преступление
8 октября на кладбище произошло еще одно криминальное событие.
— Днем к нам обратился клиент, мы заключили договор на ритуальные услуги и приступили к работе, — вспоминает Виктор Джупина. — Мои сотрудники пошли копать могилу. Через некоторое время на кладбище приехали «гости» из Екатеринбурга. Они угрожали моим работникам, сказали, что если те продолжат копать, то их захоронят в этих же могилах.
«Гости из Екатеринбурга», М.и Э. (их фамилии известны редакции), ссылались на своего товарища Романа Короткова, «который приедет и со всеми разберется». Угрозы прозвучали не впервые. В распоряжении «Новой газеты» есть аудиозапись телефонного разговора от 17 сентября, где человек, называющий себя Романом Коротковым и использующий его номер, обещает забить работников Джупины лопатами и захоронить.
По этому поводу предприниматель обратился в правоохранительные органы. Несмотря на показания свидетелей и пострадавших, реально опасающихся за свою жизнь, на аудиозапись, где отчетливо звучат угрозы и фигурируют конкретные люди, 23 октября полиция вынесла отказ в возбуждении уголовного дела, не усмотрев в этой истории криминала.
Интересно, что екатеринбургские «гости» во время визита на сысертское кладбище якобы утверждали, что среди их покровителей — начальник районной полиции Евгений Узянов и глава Сысерти Дмитрий Нисковских.
Народный сход
Фото: sysertnews.ru
31 октября в Сысерти состоялось открытое заседание городской думы. Многие горожане, особенно пожилые, пришли в администрацию, чтобы задать свои вопросы чиновникам и депутатам по кладбищенской теме.
Входящих в актовый зал чиновников собравшиеся бабушки встретили… хоровым пением. Пели почему-то «Вставай, страна огромная!».
Для главы города Дмитрия Нисковских и его зама Михаила Филиппова такой прием стал неприятным сюрпризом. Одна из старушек спросила руководителя города:
— Ты кто?
— Глава, — раздражаясь, ответил Нисковских.
— А ты откуда?
— Из Екатеринбурга.
— Из Екатеринбурга? Турист, значит?
Конструктивный диалог никак не вязался. Разговор шел на повышенных тонах. По его итогам замглавы города Михаил Филиппов даже написал заявление в полицию на одного из участников народного схода Игоря Ушанова, якобы тот его оскорблял.
Однако расходились сысертчане, воодушевленные тем, что показали чиновникам свое недовольство. Ждали теперь конкретных шагов по решению кладбищенского вопроса.
Зарево в ночи
Ночь после схода выдалась «жаркой». В 03.00 молодчики в масках при помощи бутылок с зажигательной смесью подожгли два автомобиля Виктора Джупины — джип и катафалк, стоявшие около его дома. Действия преступников попали в объектив видеокамеры. Джупина выскочил из дома и принялся тушить в первую очередь джип, стоявший вплотную к жилищу. Пламя удалось остановить, дом не пострадал, а вот машины выгорели полностью.
Поджог автомобиля после народного схода. Фото с камеры наблюдения
По факту умышленного поджога возбуждено уголовное дело, результатов его расследования пока нет. Известно, что нет в нем и фигурантов.
Бабушкам, наиболее активно выступавшим на встрече в администрации, начали передавать, что их активная общественная позиция спокойной и долгой старости им не гарантирует.
14 октября был уволен один из «старых» инспекторов Иван Русак, он отвечал за кладбища поселков Бобровский, Двуреченск, Седельниково и Ключи. Выдавать разрешения на захоронения здесь стал также Александр Саулин.
Местные предприниматели Марина и Никита Котиковы отмечают, что уже перестали получать заказы. Точнее, люди к ним по обыкновению идут, но, когда дело доходит до оформления документации, им сообщают, что приедут другие копатели, «платить только им». Непослушание наказывается.
Вечером 12 ноября люди в масках напали на копателей могилы на Бобровском кладбище. По словам Марины Котиковой, к ним обратились родственники умершего с разрешением на захоронение, ее сотрудники приступили к работе. Как только начало темнеть, на работников напали неизвестные. Угрожая пистолетом и, предположительно, битой, они ударили одного из работников. Копателям пришлось бежать. Злоумышленники разбили генератор, которым те прогревали землю, и припаркованный недалеко катафалк Котиковых. Могила, возле которой произошло происшествие, находится на окраине, и знать, что происходит копка, вероятно, могли только заказчики и человек, определивший место захоронения.
В эту же ночь неизвестные разбили окна в доме сына Виктора Джупины.
Начальник полиции Сысертского городского округа Евгений Узянов заявил «Новой газете», что по всем упомянутым фактам нападений и поджогов проводятся проверки, по некоторым — уже возбуждены уголовные дела. При этом ранее сотрудники МВД заявляли в сысертских СМИ, что происходящее в районе — результат конфликта коммерсантов, в который полиция вмешиваться не будет.
Что касается заявлений «гостей» из Екатеринбурга о том, что их поддерживают непосредственно главный полицейский и глава Сысерти, то мэр Дмитрий Нисковских связь с ними отрицает.
— Они могут кого угодно называть своими «друзьями», этих людей я не знаю, — заявил глава Сысерти «Новой газете». — Называются какие-то фамилии, но мне они ни о чем не говорят. Что касается [заммэра] Филиппова (который назначил инспектором Александра Саулина — И. Д.), то к нему есть вопросы по кадровым назначениям. Но нельзя судить о человеке просто по чьим-то разговорам, важно сохранять объективность. Филиппова я раньше не знал, он, как и другие, прислал свое резюме, которое нам подошло: у него высшее юридическое образование, он работал судебным приставом, то есть уже был госслужащим. О нем не было какой-то плохой информации.
А вы чьих будете?
С приходом новых функционеров ценник на ритуальные услуги в Сысерти вырос в два раза. При этом платить, отмечают местные, стало возможно только наличными, а вместо чека стали выдавать бумагу с подписью ИП Коротковой (предположительно, родственница Романа Короткова), иногда с печатью. Как по таким финансовым документам будет делать возмещение, например, соцзащита, пока неясно.
Но и это еще не все. С 17 октября движения по счету ИП Коротковой были приостановлены по требованию налоговой инспекции Екатеринбурга. А 14 ноября она и вовсе закрыла ИП. При этом беспорядки в Сысерти не прекратились.
По мнению собеседников «Новой газеты» в силовых структурах, передел сысертского похоронного рынка — «история не о коммерции».
— Дело в расшатывании стабильности где-нибудь поближе к Екатеринбургу. Это политическая игра. Нисковских — ставленник губернатора Куйвашева. Скорее всего, криминальные беспорядки в Сысерти — это попытка Тунгусова (бывший вице-губернатор Свердловской области, покинувший свой пост со скандалом — И. Д.) продемонстрировать несостоятельность губернатора и снова вернуться к власти.
С таким предположением совершенно не согласен глава Сысерти.
— Нет здесь никакой политики, — говорит Дмитрий Нисковских. — Просто люди не любят перемены, а прокуратура требует от нас привести кладбища в соответствие с законом. Вот все и нервничают.
Александр Этвиш в сквера у драмтеатра в Екатеринбурге
Слева направо: Саулин, Коротков, Манукян, Этвиш
В историях на сысертских кладбищах фигурируют три фамилии: Коротков, Манукян и Этвиш. Их связывает не только «бизнес», но и, судя по фото в инстаграме, давняя дружба. Александр Этвиш — профессиональный боксер, известный как «Русский медведь». Именно он и его спортсмены выступали за вырубку сквера у драмтеатра в Екатеринбурге летом этого года.
— Политика? Не уверен, — рассуждает собеседник «Новой» из криминальных кругов. — Кладбище — доходный бизнес, а денег в стране в последние годы стало меньше. Предполагаю, что «бойцам» сысертские кладбища отдали за заслуги по охране забора и разгону екатеринбуржцев, выступивших против вырубки сквера для строительства храма. Раз полиция там не вмешивалась, здесь тоже останется в стороне.
Посмотрим, чем закончатся возбужденные по факту нападений и поджогов уголовные дела.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»