Фото: Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
Совсем недавно в столичном театре «Новая Опера» был представлен «Пушкин» Константина Боярского, а к новогодним праздникам подоспела премьера оперы Алексея Шелыгина «Продавец игрушек». В ее основе — роман писателя и бывшего сенатора Виктора Добросоцкого о французском продавце игрушек русского происхождения Николя Берсене, который, получив перед Рождеством «письмо счастья» о том, что дедушка оставил ему наследство, отправляется на родину предков и оказывается в круговороте сказочных событий, а в итоге обретает не финансовое благополучие, а счастье настоящей любви. Мысль о том, что сам человек — кузнец своего счастья, на новый лад с патриотическим подтекстом сформулированная в романе, оказалась востребована во всех жанрах. И была уже трансформирована в одноименную пьесу, в кинофильм с участием Пьера Ришара в главной роли и даже в мюзикл, автором которого выступил композитор Александр Журбин.
Нынешними «толкователями» сюжета стали дебютанты в формате большой оперы композитор Алексей Шелыгин, известный как создатель киномузыки («Бригада», «Бой с тенью», «Штрафбат», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Небо. Самолет. Девушка»), и поэт Кирилл Крастошевский — автор текстов почти сотни песен, среди которых «Художник, что рисует дождь» и «Городок». Режиссер-постановщик Алексей Вэйро говорит, что стремился сделать «оперу-игру», подчеркивая, что «именно игрушки растолковывают детям сложный мир взрослого, разыгрывая все то, что кажется нам серьезным и важным, — это наш первый театр, в котором мы и режиссеры, и актеры, и зрители». Сценографом выступила Дарья Синцова, хореографом — Сергей Сатаров, а место за дирижерским пультом занял Александр Жиленков.
Спектакль напоминает квест по магазину игрушек 60-х годов прошлого века — времени, когда создатели оперы были детьми и наверняка мечтали стать летчиками, космонавтами, артистами. Два мира — люди и куклы — почти не отличаются друга от друга. Молодой тенор Антон Бочкарев (Николя) похож на доброго смешного клоуна, а коварный Франсуа, владелец магазина (бас Дмитрий Орлов) — естественно, злодей. Его отрицательный образ «уравновешивает» забавная мать Николя в исполнении Екатерины Кичигиной — она кокетливо изъясняется в ритме французского «вальсирующего» шансона. С ними рядом прелестные игрушки (артисты хора, хормейстер — Юлия Сенюкова) Осьминожка, Заяц, Балерина, уморительные Копилка и Робот-сладкоежка, обаятельный Снеговик, олицетворяющий и полярника, и почтальона, и еще Наполеон, Буденовец и Юла, такая вызывающая, что будто в детский магазин сбежала из секс-шопа. Валерка в исполнении Ильи Кузьмина — активный советский пионер, а очаровательная Мари (Анна Синицына) — копия главной героини из «Шербурских зонтиков»… «Французская нотка» сильна не только в «картинке» оперы, но прежде всего в партитуре.
Фото: Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
«Продавец игрушек» — попытка создания чистой оперы, без всяких жанровых примесей и отклонений в виде разговорных диалогов. Звучит и настоящая хоровая фуга, и красивый полонез в один из самых интригующих моментов спектакля, когда все персонажи оперы отправляются в полет на воздушном шаре из Парижа в Россию. В музыке чувствуются отзвуки мелодики и гармонии Прокофьева, Равеля, Дебюсси и особенно Пуленка.
Текст либретто, как часто случается в оперном жанре, отличается некоторой примитивностью слога и назидательностью идеи: «Любовь не приемлет обмана, на сердце остается глубокая рана» или «Все ясно с вами — вы пыльный шкаф с клопами». А когда рифмованная строка и вовсе ускользает, герои, которым предстоит быть замученными счастьем едва не до смерти, напевают «воле-ву» и «о-ля-ля».
Но ближе к финалу Алексей Шелыгин и Кирилл Крастошевский создают потенциальный хит, который достается влюбленной Натали — сопрано Кристине Бикмаевой. Она исполняет проникновенный романс «И в отблеске пустых зеркал не отыскать потерянного друга» и срывает настоящую овацию.
Мария Бабалова —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»