Объявление о том, что президент США Дональд Трамп после некоторой гнетущей паузы подписал закон о правах человека и демократии в Гонконге, в странах восточной Азии, окружающих Китай, было встречено со смешанными чувствами. Этот акт обязывает администрацию США следить за обстановкой в Гонконге и раз в год отчитываться о том, не ухудшается ли в этом административном районе ситуация с соблюдением прав человека. Документ позволяет и даже обязывает администрацию Штатов принимать санкции в отношении деятелей как континентального Китая, так и Гонконга, которые нарушают права и свободы Гонконга. Если в результате такой оценки будет установлено, что Пекин идет вразрез формулы «одна страна — две системы», Гонконг может быть лишен эксклюзивного статуса в области экономики и инвестиций, который дают ему Соединенные Штаты.
Сейчас Гонконг пользуется правами и свободами, которых нет в континентальном Китае, а в международном плане обладает теми же возможностями, что имеют США, Европа и другие страны. Из-за того что Гонконг является своеобразным окном для западных инвестиций в экономику КНР, эта мера может стать ударом и для Пекина, и для независимого административного региона.
С одной стороны, страны-соседи восприняли решение Трампа с облегчением — ведь в Японии, Южной Корее, Тайване и Сингапуре живет множество зарубежных китайцев, которые с явной симпатией относятся к борьбе Гонконга за демократию. Мысль о том, что американский президент мог не подписать этот документ, вызывала большое беспокойство. И для него были основания: сам Трамп в твиттере намекал, что крепко подумает, прежде чем пойти на такой серьезный шаг.
Но, видимо, из-за предвыборной борьбы и настроения американской общественности Трамп решил действовать. Безусловно, это стало моральным облегчением для всех, кто сочувствует Гонконгу.
С другой стороны, это решение вызвало беспокойство. Как в Японии, так и в Южной Корее всерьез опасаются обострения торговой войны между Штатами и Китаем. Она оказывает по-настоящему сильное влияние на регион: экспортные поставки из Японии в Китай существенно упали во многом именно из-за американского нажима и санкций. Темпы экономического роста в Китае замедляются, а значит, китайцам нужно меньше японских и корейских товаров, что не нравится никому.
EPA
В свою очередь, реакция Пекина была предсказуемо жесткой. Для пекинского руководства вопрос целостности Китая имеет огромное значение, а потому он активно отвергает любые попытки того, что называет вмешательством в дела Тибета, Синцзянь-Уйгурского автономного района, а теперь и Гонконга. Руководство Китая постоянно подчеркивает: Гонконг — это часть Китая, а сам факт того, что США приняли отдельный закон по поводу части Китая, в Пекине вызывает необыкновенное возмущение и расценивается как оскорбление национальной гордости.
Несмотря на это, Китай может ограничиться только громкими и резкими заявлениями. Все потому, что
торговая война сейчас ударяет по Китаю сильнее, чем по Штатам.
Тем более по переговорам сейчас наметился намек на компромис. К тому же рынки пока не спешат впадать в панику — новость о подписании закона на токийской бирже (крупнейшей в Азии) встретили спокойно: курсы акций не упали, да и не слишком изменился курс иены к доллару, которую обычно начинают скупать как основную стабильную валюту.
И наконец, протестующие в Гонконге восприняли новость Трампа как большую моральную поддержку. Накануне в административном регионе прошли местные выборы, на которых демократическое большинство получило более 80% голосов — это беспрецедентная победа. Колоссальное большинство горожан поддерживает протестующих, что с учетом вышеописанных факторов означает, что ситуация складывается довольно сложная.
Поскольку включение деятелей Китая или Гонконга в санкционные списки остается за администрацией президента США, то решающее слово остается за Трампом. Именно это преимущество он будет использовать на переговорах с Пекином. Теперь главная интрига — как он этим рычагом воспользуется.
Записала Юлия Минеева (по телефону)
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»